При внедрении беспилотных летательных аппаратов нужно придумать для них «правила дорожного движения», сделать универсальные аккумуляторы и соответствующую инфраструктуру. Об этом заявил в ходе брифинга зампред правительства — министр промышленности и энергетики региона Михаил Торгашин.
Он рассказал, что Саратовская область разработала свой проект по созданию центра развития БПЛА. Финансирование по федеральному проекту подразумевается с 2025 года. Но регион, не дожидаясь федерального финансирования, уже начал подготовку.
«Мы программу сделали, определили ключевые направления и ключевых игроком на этом рынке. Определили, кто будет готов подключиться при наличии финансирования по различных системам. Мы не просто хотим сделать производство, когда открывают сборку китайских дронов. У нас есть сборка китайских дронов. Мы сейчас идем по пути локализации этого производства. А кроме того, нам нужно сформировать структуру потребления и устойчивый спрос на услуги по беспилотной авиации и технике. Это должно быть и по сельскому хозяйству. Когда мы перейдем к стадии локализации производства, нам нужно получать обратную связь: какой нужен дрон для сельского хозяйства? Просто с камерой? Были всего два субъекта, которые на „Золотой осени“ показали дроны — это Саратовская и Самарская области, больше ни у кого не было. Сейчас грузоподъемность — 40-литровый бачок. У тепличников есть потребность покрывать мелом теплицу, чтобы притенять. Но это совсем другая мощность двигателей и грузоподъемность. Нужна практика потребления. Поэтому в эту программу мы как один из элементов заложили культуру потребления БПЛА», — рассказал Торгашин.
Он отметил, что поднимался также вопрос использования дронов при жилищном и дорожном строительстве. С помощью них можно четко контролировать перемещение автомобилей с стройматериалами.
«У нас выбрано базовое предприятие, на основе которого уже построен цех более 1200 кв. м. Закупается оборудование. Пока это инициативный проект с их стороны. Ведется работа по локализации дрона. В первое время мы будем конечно собирать из китайских запчастей, но у нас есть достаточно большое число производителей, которые делают датчики и системы управления, поставляют продукцию для авиационной отрасли. Мы считаем, что у нас есть все предпосылки к тому, чтобы устраивать систему. У нас есть система автопилотов, которая должна быть в алгоритме работы в тех же самых агродронах, которые должны быть независимы от пилотов. Пилот должен только заправить, посмотреть и мониторить, остальное они должны делать без участия человека. Я надеюсь, что к тому моменту, когда нам в реальности дадут финансирование, мы уже сформируем то техническое задание, что, в каком объеме и для чего нам нужно. Уже просчитали, что для того, чтобы сделать микромоторы для электрических дронов вертолетного типа нужно производить минимум 2000 моторов в месяц. Тогда мы будем конкурентоспособными на этом рынке. Мы должны создавать востребованную продукцию, которая должна отвечать требованиям заказчика по себестоимости, удобству, надежности.
Мы за три месяца перевернули для себя сознание. Это не игрушки, которые летают и что-то там показывают. Когда начали погружаться, это целая система. Чтобы избежать ту вакханалию, которая у нас получилась с электросамокатами, которые сначала были ничем не регулируемыми, а теперь все попытки легализовать и привести к какому-то порядку привели к сложностям, потому что народ сопротивляется, народ возмущается.
По сути, нужны правила дорожного движения для дронов. Нужны правила обустройства портов, в которых они должны садиться, должна быть система возможности их подзарядки. Вдруг что-то пошло не так? Он должен сесть и иметь возможность подзарядиться. Он должен иметь универсальные аккумуляторы. Это ещё одно направление, потому что практически ни у кого нет компетенции в производстве аккумуляторов. У нас есть. Мы предлагаем тем, кто участвует в этом проекта в РФ, привлечь нас и сделать универсальные стандарты. Если это будет массовый сегмент, батарейка должна быть единообразная», — заглянул в будущее зампред саратовского правительства.
По мнению Торгашина, нужно писать стандарты, методологию управления, культуру управления дронами, вплоть до того, кто кому должен уступать, у кого какой приоритет. Саратовская область по распоряжению правительства РФ включена в список 10 регионов, где разрешено использование агродронов. Кроме того, открыты две площадки, где можно проводить эксперименты
«К тому же наши предприятия работают с системой антидронов. Львиная часть Москвы закрыта саратовскими изделиями. Тут нужно, чтобы эти системы не воздействовали на свои дроны, то есть система „свой-чужой“, чтобы мы не роняли нужные дроны, но чтобы мы не допустили, чтобы под видом тех, которые мы используем, появились недружественные дроны», — описал Торгашин большой круг вопросов, требующих урегулирования.