День в истории: в мире проходит День без автомобиля, в США президент Линкольн объявил об отмене рабства, а в России ввели каменные верстовые столбы

Экологическая акция

Ежегодно 22 сентября во многих городах мира проходит Всемирный день без автомобиля (World Carfree Day), девиз которого — "Город как пространство для людей, пространство для жизни". В этот день жителям предлагается отказаться от использования личного автотранспорта и передвигаться по городу с помощью велосипедов или пешком.

Впервые День без автомобиля был проведён в Швейцарии в 1973 году: тогда власти страны в связи с топливным кризисом призвали жителей отказаться от использования личного авто на четыре дня. Отдельные подобные акции проходили в разных городах Европы до 1997 года, когда первый общенациональный День без автомобиля провела Великобритания. В 1998 году подобная акция прошла в двух десятках городов Франции, а к 2001 году к движению присоединились более тысячи городов в 35 странах мира, в том числе в Японии, Бразилии и Канаде. Каждый год День без автомобиля проводится более чем в полутора тысячах городов по всему миру, в нём принимают участие около 100 млн человек.

В России акцию впервые провели в Белгороде в 2005 году, в 2006 году присоединился Нижний Новгород, а с 2008 года – Москва. В 2014 году официальными участниками Всемирного дня без автомобиля стали более 40 российских городов. Традиционно в Москве в этот день вдвое снижается стоимость проезда в городском общественном транспорте, а городские власти призывают отказаться от использования личного автотранспорта, однако, по подсчётам экспертов, особенной популярностью в российской столице акция не пользуется: заметно улучшить транспортную ситуацию и избежать многокилометровых пробок не удалось ещё ни разу.

Событие

В этот день, 22 сентября 1862 года, 16-й президент США Авраам Линкольн объявил, что все рабы с 1 января 1863 года освобождаются навсегда. Декларация об отмене рабства была опубликована в газетах, а также напечатана отдельными выпусками, 30 декабря 1862 года Линкольн подписал "Прокламацию об освобождении", а в первый же день нового 1863 года ознаменовался её вступлением в законную силу.

История рабства в Новом Свете началась в XVII веке. В 1619 году в британскую колонию Виргиния были завезены первые африканские рабы: на этих территориях разворачивались масштабные сельскохозяйственные работы, а рабочей силы катастрофически не хватало. К середине XIX века американская экономика была основана по большей части на рабском труде, а из 19 млн населения 4 млн были рабами.

С приходом к власти в 1960 году Авраама Линкольна началась эпоха перемен. Отношения между северными и южными штатами обострились до предела и вылились в четырёхлетнюю гражданскую войну (1861-1865). Северные штаты шли по пути капитализма: там было сосредоточено большинство заводов, фабрик и банков. Аграрные южные штаты после американо-мексиканской войны получили огромные свободные территории с подходящим для земледелия климатом, для которых требовалось большое количество бесплатной рабочей силы. Линкольн понимал, что без радикального решения проблемы рабства восстановить единый союз всех штатов было бы невозможно.

Прокламация Линкольна от 22 сентября 1862 года о том, что все рабы "отныне и навсегда будут свободными", послужила своеобразным толчком к принятию 13-й поправки в Конституцию США (принята 31 января 1865 года), которая полностью отменила рабство. После этого в гражданскую войну на стороне Севера вступили 180 тысяч освобождённых рабов, а рабовладельческий Юг был полностью побеждён весной 1865 года.

Дорожные знаки

В 1764 году, 22 сентября, в Российской империи были введены каменные верстовые столбы. Со времён возникновения первых дорог появилась и необходимость в дорожных знаках. Принято считать, что первым прообразом дорожного знака в России были верстовые столбы — двойные дорожные указатели, показывающие одновременно расстояние, пройденное от одного населенного пункта, и расстояние, оставшееся до другого населенного пункта.

Впервые верста (500 саженей или 1,0668 км) упоминается в исторических рукописях XV века, а в середине XVII века вдоль дороги из Москвы к летней резиденции царя Алексея Михайловича в Коломенском были установлены деревянные верстовые столбы. Первые верстовые столбы на дорогах от Петербурга до Царского Села и Петергофа в начале XVIII века тоже были деревянными. К середине века они обветшали, а дороги в Царское Село и Петергоф по-прежнему имели важное транспортное значение, к тому же были парадными въездами в город.

При Екатерине II 22 сентября 1764 года комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решила благоустроить главные въезды в столицу по Царскосельский и Петергофской дорогам и приказала заменить деревянные указательные столбы на каменные. Первые дорожные знаки изготавливались из гранита и мрамора по единому образцу в строительных мастерских Исаакиевского собора. Они представляли собой 6,4-метровые четырехгранные обелиски из красного гранита, помещенные на облицованном мрамором пьедестале.

Первый каменный верстовой столб был установлен в 1774 году на берегу Фонтанки около Триумфальных ворот. Первой дорогой, где они появились, стал путь от Москвы до Коломны – потому столбы стали называть коломенской верстой. Каменные столбы выполняли функции дорожных указателей до 20-х годов XX века, когда в России была введена метрическая система.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Оперативные новости и комментарии редакции