Эксперт по кибербезопасности объяснил, опасно ли перезванивать на неизвестные номера и могут ли саратовцы полностью оградить себя от телефонного спама

Эксперт по кибербезопасности объяснил, опасно ли перезванивать на неизвестные номера и могут ли саратовцы полностью оградить себя от телефонного спама
© ИА «Версия-Саратов»

По данным «Лаборатории Касперского», почти треть звонков с неизвестных номеров, поступивших в 2020 году на телефоны россиян, оказались спамом.

Чтобы понять, опасно ли перезванивать на неизвестные номера и что означают «немые» звонки (когда абоненту поступает и сразу сбрасывается вызов), корреспондент ИА «Версия-Саратов» обратился к консультанту по кибербезопасности. Ранее собеседник занимался незаконной деятельностью, поэтому мы приводим его комментарий анонимно.

Как объяснил эксперт, «немые» звонки делаются для составления баз данных: «Допустим, кто-то хочет заняться телефонной рекламой. Но у него нет номеров, на которые нужно звонить. Тогда он просто берёт диапазон номеров и начинает их перебирать. Чтобы понять, есть ли абонент по конкретному номеру, достаточно просто дозвониться и сбросить. Всем этим занимаются роботы».

Некоторые считают, что если перезвонить по неизвестному номеру, то со счёта могут списаться деньги. Однако, по словам собеседника, в России сделать платным обычный восьмизначный номер нельзя. Платные номера должны начинаться с цифр «8-809» (пример — горячая линия авиакомпании «Победа»), к тому же абонента обязаны сразу проинформировать о цене услуги.

Хотя полностью оградить себя от телефонного спама невозможно, его число можно сократить. Например, много рекламных звонков поступают людям после того, как они оставили свои контакты на сайтах объявлений вроде «Авито». «С „Авито“ собирают информацию все кому не лень, — отмечает собеседник. — У меня ощущение, что большая часть спама приходит именно оттуда. Чтобы этого избежать, нужно отключить показ своего номера всем посетителям и принимать сообщения лишь на сайте».

Как поясняет эксперт, к распространению спама причастны в том числе сами операторы связи. А клиенты дают на это согласие, подписывая абонентский договор, где есть пункт о получении «рекламных материалов». Поэтому полностью уничтожить спам-индустрию можно только снизив на неё спрос: «Нужно, чтобы масса людей просто перестала покупать то, что им пытаются впарить по телефону. Тогда это станет невыгодно и явление исчезнет само собой».