Энгельсский локомотивный завод, который губернатор Валерий Радаев пять лет назад назвал главным достижением Саратовской области, признан банкротом

Энгельсский локомотивный завод, который губернатор Валерий Радаев пять лет назад назвал главным достижением Саратовской области, признан банкротом
© пресс-служба губернатора области

Энгельсский локомотивный завод признан банкротом. Соответствующее решение вынесла 9 декабря 2020 года судья Арбитражного суда Саратовской области Оксана Макарихина.

В ходе процедуры наблюдения временный управляющий пришел к выводу, что потенциальная стоимость реализации имущества должника может составить 3,6 — 7 млрд рублей. При этом собственный капитал на 1 января 2020 года имел отрицательное значение и превышал 10,1 млрд рублей. По данным на 30 сентября 2020 года обязательства должника достигли 15,36 млрд рублей. Они представлены долгосрочными (отложенные налоговые обязательства) и краткосрочными пассивами (заемные средства, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов, оценочные обязательства).

«Временный управляющий пришел к выводу, что восстановление платежеспособности должника в краткосрочном периоде не представляется возможным, состояние должника является финансово неустойчивым. При этом, как установлено временным управляющим, утрата платежеспособности должника обусловлена возникшими сложностями при выходе на отраслевой рынок и отсутствием возможности получения иных источников дохода. Обязательства должника составили 9 844 171 412,9 рубля», — говорится в решении суда.

На основании всех сведений, а также с учетом итогов первого собрания кредиторов суд пришел к выводу о признании должника банкротом.

«Акционерное общество «Энгельсский локомотивный завод» (ИНН 6449062691 ОГРН 1116449006123, адрес (место нахождения): 413116, город Энгельс, проспект Строителей, 78Б) признать несостоятельным (банкротом), открыть конкурсное производство сроком на шесть месяцев, по 8 июня 2021 года», — решил арбитражный суд. Конкурсным управляющим назначен член ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» Александр Панин.

Напомним, в начале февраля 2020 года Арбитражный суд города Москвы принял решение о взыскании с АО «ЭЛЗ» 9,44 млрд рублей в пользу АО «ВЭБ-Лизинг». Огромный по меркам Саратовской области долг необходимо вернуть по договору займа 2013 года. Долги предприятие собиралось возвращать после запуска серийного производства, но этого так и не произошло. Уже 19 февраля АО «ВЭБ-Лизинг» подал иск о банкротстве. На этой неделе его рассмотрение дошло до закономерного финала.

1453980849_1696413474.jpg_720-480
© ИА «Версия-Саратов»

В 2013 году «ВЭБ-Лизинг» открыл для энгельсского завода кредитную линию на сумму 6,4 млрд рублей для строительства предприятия по производству грузовых локомотивов. Двухсистемные локомотивы собирались по технической документации канадской фирмы Bombardier. Выпуск продукции планировалось начать в 2016 году. Однако спрос на товар оказался значительно ниже предложения, к тому же последовали международные санкции. Когда в 2017 году наступил срок возвращения кредита, локомотивный завод не смог его выплатить.

«В тот момент, когда „Энгельсский локомотивный завод“ проектировался и начиналось его строительство, макроэкономическая ситуация позволяла полагать, что продукция предприятия будет пользоваться спросом как в России, так и за рубежом. Однако в связи с существенными макроэкономическими изменениями, а также изменением курса рубля поменялась ситуация на внутреннем и внешнем рынках. Санкционный аспект также оказал влияние на ситуацию. В результате поставка локомотивов в заданное время не началась, что нарушило финансовую модель, предполагавшую возврат займа», — объясняли в министерстве промышленности причины краха. Однако чиновники не отчаиваются и полагают, что даже в случае банкротства и смены собственника завод будет способен выпускать продукцию транспортного машиностроения мирового уровня.

«Это не старый советский завод, где корпуса изношены на 60%, инфраструктура на 70, станки 40-летние. Это новейшее предприятие, которое не смогло расплатиться по кредиту, потому что произошла проблема с реализацией продукта, потому что локомотивы не вышли на реализацию. Соответственно, не смогли осуществить текущие платежи по кредиту. Но само предприятие — современное. Там проблем нет. Продавать площадку по кирпичикам невыгодно. Я уверен, что на нее найдется покупатель», — рассказывал о перспективах предприятия в середине 2020 года министр Андрей Архипов.

dsc_1575
Валерий Радаев и Александр Стрелюхин на заводе / © пресс-служба губернатора области

Энгельсский локомотивный завод был гордостью властей региона и губернатора Валерия Радаева. В начале 2016 года глава региона приезжал на завод, где вручал ключи сотрудникам от построенных 72 ведомственных квартир. Радаев отметил, локомотивный завод стал одним из главных достижений Саратовской области в 2015 году. «О новом локомотивном производстве уже знает вся страна, его продукцией интересуются железнодорожные компании ближнего зарубежья», — заявлял он.

Заводом управляла Первая локомотивная компания (ООО «ПЛК»). Она была создана в 2012 году в рамках совместного проекта российских инвесторов и крупнейшего мирового производителя железнодорожной техники — канадской компании Bombardier Transportation GmbH. Целью проекта стало создание двухсистемного грузового электровоза для вождения тяжеловесных грузовых поездов. В 2015 году было произведено 2 двухсекционных локомотива, они же, как потом оказалось, стали последними. В 2015–2016 году ООО «ПЛК» руководил Александр Стрелюхин, позже возглавивший Энгельсский район, а затем — правительство Саратовской области.

Сейчас АО «Энгельсский локомотивный завод» через суд пытается взыскать с ООО «Первая локомотивная компания» более 8 млрд рублей.