В Telegram-канале Саратовской областной клинической больницы рассказали о работе врачей и экипажа вертолета санавиации «Ми-8». Заведующий хирургическим отделением № 2 Дмитрий Попрыга поделился историей спасения 19-летнего молодого человека из Озинок и 92-летнего мужчины из Аткарска:
«Историй было много, но запоминаются, конечно, не все. Ярко-рыжими волосами и тяжелой травмой запомнился парень 19-ти лет из Озинок: катался на мотороллере, упал, руль вывернулся и через паховую область проткнул живот, часть кишечника выпала наружу. Везти его в Саратов было просто нельзя, справиться самостоятельно врачи Озинской РБ не могли. Мы с анестезиологом-реаниматологом выехали на помощь. Местные доктора и близкие родственники, все ждали нас.
Началась операция, когда убрали тампоны и давящую повязку, началось массивное кровотечение, оказалось, что повреждена бедренная вена — один из самых крупных сосудов в нашем организме. При таком кровотечении пациент без помощи погибает за 3-5 минут. Спасти мальчишку удалось просто чудом. Это в многопрофильном стационаре на подобную операцию идет целая бригада хирургов, а в районе, на выезде, хирург санитарной авиации все делает практически один.
Еще одна история произошла совсем недавно: в Аткарске пришлось спасать пациента 92-х лет, который случайно упал на каретку кровати и сильно ударился. В результате произошел разрыв селезенки, началось кровотечение в брюшную полость. В таком возрасте у любого пациента целый «букет» болячек и колоссальные риски осложнений во время наркоза: и сердце может не выдержать, и из шока пациент может не выйти. На помощь врачам вновь выехала бригада из анестезиолога-реаниматолога и хирурга. Операция прошла успешно, сейчас пациент чувствует себя хорошо».
По словам заведующего отделением экстренной консультативной «скорой помощи» Александра Конева, в этом году врачи облбольницы уже совершили более 700 выездов в районы, из них — 136 — вертолетом санавиации Ми-8.
В этом врачам помогает и экипаж вертолета санавиации Ми-8, в который входят командир воздушного судна — Сергей Прокофьев, второй пилот — Александр Туркин, бортинженер — Артем Ситников, инженеры — Роман Панов и Станислав Климов.
«Про Сергея Михайловича можно рассказать очень многое, но если коротко, то как говорил известный герой из фильма „Экипаж“ — вместо рук у него крылья. Летный стаж пилота почти 40 лет. Свою страстную тягу к авиации он не смог преодолеть даже когда уволился из вооруженных сил и два с половиной года не летал. Чтобы вернуться за штурвал вертолета пришлось снова учиться и сдавать экзамены, в том числе и по английскому», — отмечают в Telegram-канале облбольницы.

Александр Туркин в медицинской авиации работает 4 года, а летает с 2012 года. Родом мужчина из Саратовской области, однако большую часть летного опыта он получил на Севере.
«Там же случилась внештатная ситуация, когда пришлось сажать вертолет на первое попавшееся поле из-за отказа гидросистемы. Роли второго и первого пилотов во время выполнения летного задания полностью взаимозаменяемы, поэтому на борту сложилось негласное правило — туда летит пилот Прокофьев, обратно Туркин», — говорится в посте.

Как подчеркивают врачи, бортинженер — это гарантия безопасности полета. В обязанности Артема Ситникова входит огромный перечень функций: проверка всего летного оборудования, наличие и достаточность топлива на борту и многое другое. Кроме того, бортинженер — единственный человек экипажа, который может находиться вне кабины во время выполнения полета и помогает врачам в воздухе и на земле.

Роман Панов и Станислав Климов следят за всем, что связано с состоянием судна: его исправность и чистота. Именно они за 30 минут до вылета проверяют вертолет, а затем ждут его возвращения на земле, чтобы вновь провести полный осмотр судна.

По требованиям техники безопасности вертолет санавиации должен быть произведен не раньше 2016 года, возраст данного вертолета Ми-8 составляет 2,5 года.
«Самое сложное для машины весом в 12 тонн — низкая облачность, когда пилотам приходится „держать высоту“ в 50 метров. В обычных условиях наиболее комфортной считается высота около 500 метров, но если местность гористая Ми-8 может набрать и 3,5 тысячи метров», — рассказывают медики.

По словам членов экипажа, каждый полет уникален и не похож на другой, однако в основе каждого полета лежит безопасность. Экипаж обращает внимание на погоду, время суток, состояние машины, приборов и личное самочувствие каждого члена экипажа. Если хотя бы один из пунктов вызывает сомнение — полет не состоится.

Отметим, что помимо районов Саратовской области медики и экипаж санавиации вылетают в Москву, Рязань, Санкт-Петербург, Уфу и другие города России.