Члены Общественной палаты Саратовской области обсудили сегодня положение дел на кредитном рынке. Изначально должен был обсуждаться вопрос о законной и незаконной предпринимательской деятельности. Однако общественники решили сосредоточиться на обсуждении проблемы незаконных кредитных брокеров. Как рассказал представитель одной из саратовских кредитных организаций Артем Круглов, за рубежом наибольшая часть кредитов выдается именно брокерами. В Европе, например — до 60% кредитов выдано именно таким способом. «В России, согласно статистике, брокерами выдается около 3-5% кредитов. Многим банкам запрещено работать с кредитными брокерами, так как большинство из них работают нелегально», - добавил он.
Круглов заявил о непроработанной законодательной базе, практически не регламентирующей действия кредитных брокеров. В настоящее время в стране разрабатывается такой закон, однако, по мнению Круглова, эти процессы происходят «сверху», - то есть, не учитывая мнения самих представителей брокерских организаций. Отвечая на вопрос о том, кто выступил с законодательной инициативой, он заявил, что автором стала некая «Ассоциация кредитных брокеров», которая, по его мнению, монополизировала эту сферу деятельности.
Одним из механизмов упорядочения предлагается участие брокеров в саморегулирующихся организациях (СРО). Вышеупомянутая ассоциация уже создала свою СРО. «И их цели здесь совершенно понятны: они хотят, чтобы все вступали именно в их организацию», - посетовал брокер. По его мнению, членство в СРО не решит проблему и будет недостаточным регулятором в этой сфере.
С другой точкой зрения выступил представитель «Татсоцбанка» Виктор Пономарев: «К брокерам обычно обращаются только те, кто не смог получить кредит сам. И те занимаются фальсификацией документов. Чаще всего речь идет о физических лицах. Потому мы не только не сотрудничаем с брокерами, но и стараемся выявлять их на ранней стадии и отсекать. У нас нет позитивного опыта общения с брокерами», - отметил он.
«Но это нужно понимать, что этот банк сам для себя так решил. Это не законодательная основа, а их позиция», - добавил представитель Центробанка.