Образование против подделок. Саратовские предприниматели учат выбирать качественное и прививают культуру потребления

Образование против подделок. Саратовские предприниматели учат выбирать качественное и прививают культуру потребления
Заседание круглого стола / © ИА «Версия-Саратов»

Росту доли контрафакта на товарном рынке в регионах России, в том числе и в Саратовской области, способствует не только снижение доходов населения, но и отсутствие у большинства людей привычки потреблять качественный товар, а также недостаток знаний о том, как правильно оценить качество продукта. Такое мнение высказали участники круглого стола «Территория без подделок», организованного издательским домом «Коммерсантъ. Средняя Волга».

По словам Константина Пшеничнова, директора сети винных магазинов FANAGORIA, одной только системы ЕГАИС недостаточно, чтобы полностью защитить, например, алкогольный рынок от фальсифицированной продукции. Система контроля помогает не пустить контрафактный алкоголь на полки сетевых магазинов и в винные бутики, но черный рынок при этом развивается параллельно и бесконтрольно. Здесь, как считает Пшеничнов, важно рассказать потребителю чем хорошее вино отличается от плохого, научить людей быть ценителями качественных напитков, и тем самым отбить желание потреблять контрафакт.

Константин Пшеничнов, директор сети винных магазинов FANAGORIA
Константин Пшеничнов

«Свою миссию мы видим в распространении, так называемой, культуры пития. Для этого проводим дегустационные встречи, где рассказываем участникам о вине, учим понимать напиток, — рассказал Пшеничнов. — При поддержке ТПП Саратовской области проводили фестиваль, который посетило очень много людей. При этом там была не только оценка вин, но и знакомство с саратовскими производителями — „Хвалынские соки“, „Честный сыр“ и другими. Люди могли пообщаться с виноделами, с теми производителями, чью продукцию они видят на полках магазинов. То, что у населения нет денег на хорошее вино — это большая проблема, ведущая к снижению потребления именного качественного товара. Но за тех, кто прошел через наши дегустационные встречи, я спокоен. С уверенностью могу сказать, что они умеют пить».

Примерно по тому же пути пошла кондитерская фабрика. Как рассказал еще один участник круглого стола Денис Купренков, директор по продажам АО «Кондитерская фабрика «Саратовская», компания запустила в социальных сетях информационный проект:

Денис Купренков, директор по продажам АО «Кондитерская фабрика «Саратовская»
Денис Купренков

«Мы рассказываем о себе, что есть такая фабрика, своя — саратовская, что она производит такие-то кондитерские изделия, рассказываем из чего мы свою продукцию делаем и т. п. Это нужно для того, чтобы потребитель понимал, каким должен быть продукт, как оценивать качество кондитерской продукции», — говорит Купренков.

По его словам, те 25% контрафакта на кондитерском рынке России — это прежде всего удешевленный продукт, изготовленный из низкокачественных и дешевых ингредиентов. И бороться с этим кондитерским фабрикам самостоятельно практически невозможно.

«Производители кондитерской продукции завязаны на себестоимости и ценах на сырье. В одном только 2018 году мука и сахар дорожали так, как не дорожали последние 10 лет. До 35% доходил рост цены. Дорожали топливно-энергетические ресурсы, соответственно и зарплату мы должны были поднимать, чтобы наши работники тоже могли позволить себе покупать качественные товары, а не контрафактные. Все это закладывается в конечную цену нашей продукции. И от этого никуда не деться, так как работать без прибыли мы не можем себе позволить, — говорит Купренков. — Здесь, наверное, больше вопросов к антимонопольному законодательству. Как конкурировать, чтобы не угробить предприятие?».

Андрей Решетников, бренд шеф-повар сети стейк-хаусов «Бурбон»
Андрей Решетников

Андрей Решетников, бренд шеф-повар сети стейк-хаусов «Бурбон», рассказал участникам, как недобросовестные предприниматели пользуются нехваткой знаний потребителя о продукте на примере «мраморной» говядины. По его словам, собственный мониторинг сети стейк-хаусов показал, что в нашем регионе нет ни одного заведения, где можно было бы попробовать качественный стейк из этого вида мяса. За «мраморную» говядину — продукт довольно дорогой — выдают, что угодно, кроме нее самой. Как объяснял Решетников, для того, чтобы мясо получилось «мраморным», сначала нужно вырастить животное в специальных условиях, а чтобы сырое мясо не потеряло своих свойств, в особых условиях его хранить. Эти особенности, безусловно, влияют на цену продукта. В сыром виде «мраморная» говядина, по словам Решетникова, стоит около 3,5 тысяч рублей за килограмм, а цена готового блюда из неё (стейка), составляет в среднем «четверть от средней зарплаты по Саратовской области».

Участники встречи также обменялись мнениями о действующих и вновь вводимых системах слежения за движением товаров от производителей до конечного потребителя: ЕГАИС, «Меркурий», система цифровой маркировки товаров широкого потребления. Сошлись во мнении, что каждая из них понятна, нужна и определенно даст эффект в виде снижения доли контрафактной продукции. Но, как усомнились участники встречи, вряд ли они полностью решат проблему, как видно по алкогольному рынку.