«Офис-менеджер, работник колл-центра»: саратовский полицейский описал портрет типичного мошенника, представляющегося «сотрудником банка»

«Офис-менеджер, работник колл-центра»: саратовский полицейский описал портрет типичного мошенника, представляющегося «сотрудником банка»
© ИА «Версия-Саратов»

Сегодня, 28 января, в пресс-центре ГТРК «Саратов» сотрудники регионального ГУ МВД и представитель Саратовского отделения Волго-Вятского ГУ Банка России обсудили вопросы финансового мошенничества по телефону.

Начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Саратовской области, полковник полиции Владимир Харольский сообщил, что в прошлом году по статьям кражи и мошенничества с банковских карт было зафиксировано около 3 тысяч преступлений. По его информации, целевой аудиторией злоумышленников были женщины около 60 лет. Он сообщил, что в сутки регистрируется несколько фактов телефонного мошенничества. При этом, Харольский отметил, что в 99% случаев жертвы были осведомлены о фактах телефонного мошенничества. Чаще всего от жертв приходится слышать объяснение, что с ними якобы очень уверенно разговаривал «сотрудник банка».

TfVN-La_j2M
Владимир Харольский

Харольский пояснил, в части раскрытия таких преступлений делается огромная работа. Поиск злоумышленников осложняется тем, что чаще всего они звонят из разных регионов. По его данным, в прошлом году полицейские совершили не менее 75 командировок в различные регионы для раскрытия таких преступлений. Полицейский рекомендовал в случае поступления звонка от якобы сотрудника банка положить трубку и позвонить в свой банк самостоятельно. «Как только от вас по телефону требуют коды, то можно с уверенностью утверждать, что это мошенники», — сообщил он.

OMOtoDE6WjM
Илья Земсков

Первый заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Саратовской области, подполковник юстиции Илья Земсков сообщил, что есть два способа узнать данные владельцев карт. Это совершение преступления с использованием различных программ в интернете, а также с возможностью купить на черном рынке базы данных. Второй самый банальный способ, это когда, «преступник выбирает в мобильном банке перевод по номеру телефона или карты и вбивает рандомно номер телефона, где во время совершения операции можно увидеть первые цифры карты, а также имя и отчество владельца». Затем злоумышленник совершает звонок, представляясь сотрудником банка, и под различными предлогами требует CVC/SVV-код или код из SMS. Он попросил представителя Центробанка разработать программу, исключающую возможность мошенникам узнавать основные данные пользователей.

Харольский также сообщил, что потенциальными жертвами телефонных преступников становятся держатели скидочных карт. Отвечая на вопрос корреспондента о типичном портрете мошенника, он отметил, «что не хочет никого обидеть, но чаще всего ими являются мелкие офис-менеджеры, работники колл-центров, которые постоянно работают по алгоритму и повторяют заученные фразы».

«Нет уверенности в том, что есть какая-то категория людей подверженная телефонному мошенничеству. Это может случиться с домохозяйкой, директором школы, финансовым аналитиком, крупным чиновником», — констатировал он.

nKiMmr_8gvY
Владимир Гожанский

Начальник отдела платежных систем и расчетов Саратовского отделения Волго-Вятского ГУ Банка России Владимир Гожанский отметил, что основной мерой предотвращения телефонного мошенничества является повышение финансовой грамотности населения. По его мнению, главной угрозой информационной безопасности является социальная инженерия.

Гожанский пояснил, что мошеннику важно создать для клиента банка стрессовую ситуацию. «Вам могут сообщить по телефону о попытке несанкционированного списания средств. Для того, чтобы предотвратить это, нужно сообщить секретный код „сотруднику“, который должен прийти на номер. В состоянии стресса владелец карты не читает текст сообщения, а концентрирует внимание на коде», — привел он пример. Он сообщил, что по закону у гражданина есть два дня на то, чтобы подтвердить или опровергнуть операцию, блокируемую банком. «Самая правильная ситуация в таком случае положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно, по номеру телефона, указанному на банковской карте», — констатировал он.

По его данным, в настоящее время количество жертв телефонного мошенничества среди старшего поколения снизилось. Наоборот, больше всего на манипуляции злоумышленников ведется молодежь.