Путин заявил о необходимости установить предельный срок службы для автобусов: саратовский контекст

Путин заявил о необходимости установить предельный срок службы для автобусов: саратовский контекст
Mercedes-Benz O405, которому уже более 30 лет, на улицах Саратова / © ИА «Версия-Саратов»

Вчера, 17 августа, в Москве состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта под председательством президента РФ Владимира Путина. Там были озвучены грандиозные планы по обновлению парка общественного транспорта до 2030 года. Стенограмма заседания опубликована на сайте Кремля.

«Наша важнейшая задача — обновление парка. Сегодня регионы заявляют о потребности до 2030 года обновить более 57 тысяч автобусов, пяти тысяч троллейбусов и четырёх тысяч трамваев, а с учётом развития новых маршрутов необходимость в таких транспортных средствах будет, безусловно, ещё больше», — отметил Путин.

Президент назвал недопустимой ситуацию, когда востребованные людьми маршруты просто закрываются, так как автобусы уже не подлежат ремонту и выходят из строя, а возможностей восполнить их дефицит нет ни у муниципалитетов, ни у самих регионов. К тому же глава государства заявил о необходимости поднять престиж профессии водителя и уровень заработных плат.

«Нужно будет чётко сформулировать критерии обновления общественного транспорта. К примеру, автобусы — единственный на сегодня вид транспорта, который не имеет официально установленного срока службы. Странно даже это звучит, но тем не менее это так», — поставил задачу президент.

kB05j3Yi7SAAedLykXbnZ8izbU3WCDRY
Владимир Путин  / © Валерий Шарифулин, ТАСС / kremlin.ru

Глава Республики Бурятия, председатель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов доложил, что сейчас нет нормативного срока для эксплуатации транспорта. Однако его следует установить. Он назвал примерные сроки по опыту эксплуатации и по техническому состоянию: автобусы — это 10 лет, троллейбусы — 15 лет, трамваи — где-то 25 лет (в Саратове советским вагонам КТМ-5) уже далеко за 30 — прим. ред.).

Цыденов подчеркнул, что у промышленности есть возможность включиться в программу обновления, однако со стороны регионов из-за нехватки финансов нет контрактации даже на год вперед.

«По троллейбусам у нас также производственные мощности есть: 1470 в год только в этом году можем произвести. Половина законтрактована, в следующем году — всего 65 троллейбусов. Опять же отсутствие постоянного источника не даёт возможность ни регионам, ни производителям нормально работать. По трамваям: здесь немного ситуация другая — контрактация на три года присутствует. Как раз в рамках исполнения вашего поручения, в рамках применения механизмов поддержки и программы по горэлектротранспорту на три года есть контрактация, но дальше опять мы не видим ни источников, не знаем подходов», — доложил глава Бурятии Путину.

Министр транспорта Виталий Савельев на заседании президиума Госсовета рассказал, что средний возраст общественного транспорта и средний срок эксплуатации в стране выглядит таким образом: у автобусов средний возраст, по данным регионов, составляет около восьми лет при сроке службы от семи до десяти лет; у троллейбусов — 15 лет при сроке службы до 15 лет; у трамваев — 25 лет при сроке службы 25 лет; у электричек — 13 лет при сроке службы не менее 30 лет. За пределами этих средних сроков службы, по данным регионов, эксплуатируется более 41 тысячи транспортных средств.

7b1MUYMaQAApO4s3OC5aMh2SY9apVE4Y
Виьадий Савельев  / © Валерий Шарифулин, ТАСС / kremlin.ru

«Таким образом, с учётом накопленного износа и планового обновления потребность регионов в приобретении транспорта до 2030 года составляет порядка 66 тысяч транспортных средств, в том числе 57 тысяч автобусов с учётом Москвы, более пяти тысяч троллейбусов, порядка четырёх тысяч трамваев», — отметил министр.

Он рассказал о существующих программах лизинга и поддержки, отметив, что регионам следует предусматривать в своих бюджетах средства на содержание поставляемого общественного транспорта, транспортную работу. Во-вторых, субъекты РФ должны стремиться к максимальному «обелению» перевозок. Этому должны способствовать современные методы цифровизации, такие как отслеживание онлайн движения подвижного состава по маршрутам, мониторинг пассажиропотока, безналичная оплата проезда, а также автоматизированная система диспетчерского управления транспортом.

Отметим, что в Саратове и Саратовской области не осталось муниципальных предприятий, которые бы осуществляли автобусные перевозки. На рынке присутствует много «серых» перевозчиков, пришедших на смену разваленным районным транспортным предприятиям. В Саратове и Энгельсе работают десятки автобусов большой вместимости, возраст которых превышает не то, что 10, а 30 лет. Они давно были списаны из европейских стран, но до сих пор продолжают возить саратовцев. Эти старые ржавеющие машины без кондиционеров постоянно ломаются. При этом мэрия Саратова называет «новыми» машины 2016 года, купленные после того, как они поработали в Москве и Татарстане. Все автобусные перевозки в Саратове — частные, а местные депутаты только мечтают о создании муниципального перевозчика, но денег в бюджете на это нет.

Также вызывает вопросы ситуация с покупкой 60 новых трамвайных вагонов для линии скоростного трамвая, которая строится сейчас в Саратове. Ранее губернатор Роман Бусаргин просил у Владимира Путина 8 миллиардов рублей на эти цели. Однако на Госсовете выяснилось, что по горэлектротранспорту на три года вперед есть контрактация. Есть ли у предприятий мощности, чтобы собрать еще 60 вагонов для Саратова, если деньги на их покупку всё же найдутся, неизвестно.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции