Экономисты "ВТБ капитала" изучили результаты исследования бюджетов российских домохозяйств, проведенных Росатомом в 2003-2016 годах. Они пришли к выводу, что жители страны в условиях роста цен готовы экономить на здоровье, но не готовы — на образовании.
В ходе исследования выяснилось, что большую часть своих доходов (74%) россияне тратят на товары и услуги. Треть из этой суммы приходится на еду. В случае резкого повышения цен россияне практически не сокращают потребление еды, алкоголя и транспортных услуг, зато готовы экономить на медицине и услугах связи. Вместе с этим значительно растут покупки домашней техники. Эксперты уверены, что таким образом проявляется реакция на кризис — люди закупают товары впрок. Загадкой для исследователей стал тот факт, что россияне не готовы экономить на образовании, даже если образовательные услуги дорожают.
"Спрос на образование слабо реагирует на цену. Он стал расти еще в 1990-е годы с увеличением числа мест в вузах и появлением платного образования. Высшее образование стало социальной нормой, особенно в крупных городах, кроме него и собственной квартиры в наследство многим семьям было нечего предложить детям. Поэтому устойчив и спрос на услуги, связанные с поступлением, – подготовку к ЕГЭ", - прокомментировал ситуацию сотрудник ИНСАП РАНХиГС Дмитрий Логинов.
Вместе с тем, по словам директора Института экономики здравоохранения ВШЭ Ларисы Попович, россияне охотнее экономят на медицинских услугах, к примеру, откладывают поход к врачу.