Жена скандально известного экс-депутата Саратовской областной думы, застройщика Алексея Сергеева и мать не менее известного Артема Сергеева, тоже строителя, уже отбывающего наказание в местах не столь отдаленных, пытается получить право на 22 квартиры в долгострое. Что интересно, в том самом доме на улице Менякина, 2 (пос. Новосоколовогорский), возводить который начинали ее родственники. Елена Сергеева через суд добивается своего включения в реестр кредиторов ООО «Стройкомплекс 2002», полгода назад признанного банкротом. Другие дольщики этого не хотят, так как считают, что семья Сергеевых приобретала квартиры не совсем законно, пытается нажиться, да и в принципе не заслуживает никаких квартир, после того, что произошло.
Сын за отца, а мать за сына
В Арбитражный суд Саратовской области Елене Сергеевой пришлось обращаться после того, как конкурсный управляющий предприятия-банкрота Антон Ефремов отказался включать ее в реестр кредиторов. Как объяснил ИА «Версия-Саратов» сам Ефремов, на то было два основания:
— Во-первых, не было представлено доказательств оплаты квартир. Сергеева купила квартиры в ООО «Новострой 21 век». На тот момент, когда она покупала там квартиры, застройщиком была компания «Новострой XXI». Затем произошла замена застройщика с ООО «Новострой XXI» на ООО «Стройкомплекс 2002». Так вот ни одна из этих компаний денег за те квартиры не увидела. По крайней мере, доказательств обратного на сегодняшний день не было представлено.
Второе основание для отказа в том, что даже если они докажут, что деньги все-таки передавались и были направлены на стройку, хотя это маловероятно, то здесь все равно работает принцип корпоративных отношений. Если сделка фактически прикрывает собой пополнение оборотных средств одной организации за счет заинтересованного лица, тогда эта сделка не может быть основанием для включения в реестр кредиторов. В данном случае мама финансировала организацию, которую возглавлял ее сын (Артем Сергеев руководил ООО «Новострой 21 век», — прим. ред.). То есть эти отношения должны расцениваться как корпоративные. В корпоративных отношениях учредители и аффилированные им лица несут ответственность за то, что они создали. Поэтому их требования удовлетворяются в самую последнюю очередь, — отметил Ефремов.
Чтобы было понятно как связаны между собой все упомянутые компании, уточним, что в 2013 году ООО «Новострой 21 век» (руководитель Артем Алексеевич Сергеев) выкупило у застройщика ООО «Новострой XXI» (аффилирована Алексею Николаевичу Сергееву) несколько сотен строящихся квартир в доме на Менякина, 2 на сумму 393,9 млн руб. (данные из материалов дела о банкротстве). Кстати, факт передачи денежных средств от одной стороны сделки другой, в материалах дела не подтвержден. Но известно, что эти квартиры потом перепродавались другим юридическим и физическим лицам. Часть квартир с целью дальнейшей перепродажи таким же образом были приобретены ООО «РекордФинансГрупп», руководителем которой в то время был Василий Алексеевич Сергеев.
Из материалов дела, которое сейчас рассматривается в саратовском арбитраже, известно, что Елена Сергеева в ООО «Новострой 21 век» — компании старшего сына Артема, купила только 18 квартир. Еще 4 квартиры были якобы приобретены ею в ООО «РекордФинансГрупп», которой руководил, предположительно, младший член семьи Сергеевых — Василий.
Но как рассказали ИА «Версия Саратов» дольщики ООО «Стройкомплекс 2002», изначально, еще до банкротства компании, Сергеевой якобы было отписано от 40 до 50 квартир. Просто часть из них она, дескать, успела перепродать.
До выяснения всех обстоятельств
Заявление Сергеевой должны были рассмотреть в арбитраже 11 февраля. Но судье Елене Лиско потребовались дополнительные сведения и слушание дела отложили на начало марта. В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения вопроса суд запросил от Росреестра документы, подтверждающие, что Елена Сергеева выполнила свои обязательства по договорам уступки права на 22 квартиры в строящемся доме. То есть передала за них деньги — в общей сложности около 20 миллионов рублей.
Того же потребовали и от самой Сергеевой. А также попросили к следующему судебному заседанию предоставить доказательства «разумности экономических мотивов» приобретения такого количества квартир в ООО «Новострой 21 век» и ООО «РекордФинансГрупп». И объяснить суду, что связывает ее с Артемом и Василием Сергеевыми. То есть, действительно ли они родственники или вдруг нет.
Другие дольщики ООО «Стройкомплекс 2002», которых на текущий момент насчитывается примерно 85-90 человек, перспективе включения госпожи Сергеевой в реестр кредиторов компании-должника совсем не рады. И пытаются этому противостоять по мере сил и возможностей.
Так одна из дольщиц ходатайствовала в суде о запросе из областного Следственного управления СК РФ материалов уголовного дела в отношении старшего Сергеева — бывшего депутата Саратовской областной думы, сейчас находящегося в бегах. Это якобы должно пролить свет на истинные мотивы Сергеевых в участии в деле ООО «Стройкомплекс 2002».
Напомним, что Алексея Сергеева подозревают в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Ущерб от деятельности беглого застройщика оценивается следствием в 41 миллион рублей. Основным фигурантом уголовного дела является Борис Хутиев — руководитель ООО «Стройкомплекс 2002». Однако в ходе расследования он дал показания против Сергеева-старшего, указав на него как на фактического руководителя компании.
По версии следствия, с 2013 по 2016 годы Алексей Сергеев якобы сам управлял ООО «Стройкомплекс 2002», которой формально передал достройку дома на Менякина, 2. А Хутиева, дескать, держал в качестве номинального директора. При этом, как считают следователи СУ СК РФ по Саратовской области, якобы по распоряжению именно Сергеева права на часть жилых и нежилых помещений в строящемся доме безвозмездно передавались физическим и юридическим лицам в счет погашения каких-то задолженностей. И именно это якобы привело к тому, что на достройку дома не хватило денег.
Неприкрытый интерес
Дольщики свой протест против включения Елены Сергеевой в реестр кредиторов ООО «Стройкомплекс 2002» объясняют тем, что квартиры, на которые она претендует, приобретались якобы по заниженной цене — гораздо ниже рыночной даже на этапе строительства. И признание за ней права на эти квадратные меры с одной стороны приведет к неправомерному, как кажется дольщикам, обогащению семьи Сергеевых. А с другой стороны — помешает достроить дом.
— На заседаниях суда назывались, например, суммы в 400 тысяч рублей за однокомнатную квартиру. Как такое может быть, если нам такие квартиры продавались по 1,2 миллиона? — рассказывает дочь одного из дольщиков Ксения Бурлакова. — За 600 тысяч, за 800 тысяч она якобы купила трехкомнатные квартиры. Это какие-то нереальные суммы. При этом как подтверждение оплаты ее адвокат показывает только платежные поручения из банка, в котором она якобы брала кредиты под квартиры. Если суд сейчас отдаст ей эти квадратные метры, то мы, то есть наше будущее ЖСК, потеряет возможность реализовать их самостоятельно и потратить вырученные средства на достройку дома. А у нас и так возможности ограничены. Среди дольщиков есть переселенцы из аварийных домов. Им выдали деньги на покупку жилья и кроме как на строящиеся квартиры этих сумм не хватало. У нас есть энное количество ипотечников, которые вынуждены снимать жилье, ожидая когда построится их собственное. У нас есть несколько многодетных семей, в том числе наша. Я к тому, что все мы покупали квартиры в этом доме не от хорошей жизни. Ни у кого из нас нет возможностей вложить еще по 700-800 тысяч на достройку дома. Поэтому мы не можем позволить себе разбрасываться свободными квадратными метрами, на которые в том числе сейчас претендует Сергеева.
Другая дольщица, Ксения Шапатина, добавляет, что Елена Сергеева претендует в общей сложности на 1000 квадратных метров:
— Их можно было бы использовать для передачи потенциальному инвестору, которого нам до недавнего времени обещал минстрой, — говорит она. — Ему дополнительная тысяча квадратных метров, наверное, пригодилась бы. Благотворителей у нас среди застройщиков нет. А если так случиться, что инвестор не появится, и нас оставят с нашими проблемами один на один, тогда вот эти 22 квартиры очень бы нам подсобили в достройке дома. Поэтому включение Сергеевой в реестр кредиторов, по нашему мнению, значительно усугубит экономическую ситуацию нашего дома.
Отметим, что Алексей Сергеев, не согласившийся с обвинениями в свой адрес и покинувший пределы страны, в телефонном интервью нашему изданию утверждал, что его семья сама пострадала от сомнительной деятельности строительной организации:
— Моя семья приобрела в этом проблемном доме квартиры. И заплатила за них по рыночной стоимости, взяв большой кредит. И сейчас мы такие же обманутые дольщики, с непогашенным 20–миллионным кредитом.
— Был же прецедент! Как можно доверять семье, член которой уже осужден за мошеннические, по сути, действия (Артем Сергеев осужден за злоупотребления полномочиями, — прим. ред.)?! — говорят в свою очередь дольщики. — То есть сын сидит, муж сбежал, пусть и бывший, но тем не менее. Тут все налицо же.
Утром — ЖСК, вечером — инвестор
14-этажный 5-подъездный дом на Менякина, 2 начали возводить в 2012–2013 годах. Но в 2017 году строительные работы полностью остановились. По официальным данным, готовность здания на тот момент оценивалась в 60%. Сейчас дом включен в реестр «проблемных». Куратором назначен депутат Государственной Думы Николай Панков.
Недостроенный объект ООО «Стройкомплекс 2002» попал в перечень домов, возобновление строительства которых должно начаться в 2019 году. При этом по данным минстроя, в настоящее время степень готовности дома оценивается в 41 процент, а сумма, необходимая для завершения строительства с изначальных 170 миллионов рублей выросла до 220 миллионов. Это объяснили тем, что к оценке состояния недостроенного объекта был применен расчетный метод. Другими словами, его оценили на глазок. Для получения точных данных необходимо проводить строительно-техническую экспертизу.
Как пояснил конкурсный управляющий ООО «Стройкомплекс 2002» Антон Ефремов, экспертиза — услуга платная и дорогостоящая.
Алексей Сергеев и Дмитрий Тепин
— В случае, когда у организации-должника кроме земельного участка и недостроенного объекта нет ничего, бремя финансирования экспертизы возлагается на кредиторов. Это не обязанность, а право. Дольщики не изъявили желания им воспользоваться, — сообщил он.
Министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин, тем не менее, в январе 2019 года обрадовал людей, что их домом заинтересовалась некая строительная компания, которая как раз возводит дома из кирпича. Потенциальный инвестор якобы даже готов вложить в дом недостающую сумму в 220 миллионов рублей. Однако уже 15 февраля глава администрации Саратова Михаил Исаев заявил, что никакого инвестора нет. И не появится, пока обманутые дольщики не создадут жилищно-строительный кооператив.
— Такое чувство, что нас вынуждают создавать ЖСК. Как будто министерство и все областное правительство не знает других путей решения подобных проблем. Можно же заключить трехсторонний договор с инвестором и передать ему права застройщика на этот объект, — говорит дольщица Ксения Шапатина. — Да, у нас есть серьезные опасения по поводу ЖСК. Но мы все-таки решили его создать. Сейчас как раз находимся в стадии оформления документов. Изучив опыт других долгостроев, поняли, что если идти по этому пути, то достраивать наш дом начнут примерно через год. Никак не в 2019-м. А если не идти, то гораздо позже.
- Депутат Госдумы от Саратовской области предложила разработать целевую программу по защите прав обманутых дольщиков
- Областной суд освободил из-под стражи бизнесмена, подозреваемого в обмане дольщиков
- Депутата Госдумы возмутило то, что сенатор Людмила Бокова уехала на форум в Сочи вместо встречи с обманутыми дольщиками
- Дольщица «Жемчужины Улешей» заявила о появлении инвестора и потребовала от властей «не подвести»
- Глава Балаковского района о строительстве проблемного дома: «71 дольщик был удовлетворен»
- Обманутый дольщик попросил губернатора проконтролировать достройку проблемного дома, возведением которого занималась фирма бывшего высокопоставленного чиновника