Саратовского журналиста Александра Никишина, к которому утром пришли с обысками, более трех часов допрашивали в региональном следственном управлении Следственного комитета РФ. При допросе присутствовала адвокат Елена Сергун. Она рассказала, что Никишина допрашивали в рамках московского «дела ФБК», к которому он не имеет никакого отношения.
«Его допрашивали в качестве свидетеля. Вопросы, которые ему задавались, это вопросы, на которые он мог ответить: „Не знаю“, „Не был“, „Не понимаю, о чем речь“, „Не участвовал“ и так далее. То есть, было ощущение, что вопросник имеет отношение не к нему, а к какому-то абстрактному человеку. С нас взяли подписку о неразглашении. Вопросы я повторить не могу, но их смысл сводится к тому, что Никишина пытались допросить в рамках московского дела по ФБК. В связи с этим понятно, что человек, который не состоит ни в каких штабах, не является членом штаба Навального (внесен в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга), ни с Москвой, он пояснить не мог по тому, о чем его спрашивали. Мы добросовестно отвечали 3,5 часа. 51-й статьей Конституции он воспользоваться не захотел, по причине того, что ему нечего скрывать в отношении себя и близких родственников», — рассказала Сергун.
Негативными последствиями для семьи Никишина стало изъятие всей техники и цифровых носителей в ходе утренних обысков.
«Непонятно, по какому принципу он попал в московский список, по которому отбирались люди, у которых проводились обыски. По какому критерию Басманный суд выдал постановление на обыск? В ходе обыска наш саратовский областной комитет действовал в рамках отдельного поручения СК РФ. Следственный комитет России спускает вопросы, которые, по всей видимости, составлены одним списком для всей страны», — сообщила Сергун.
В ходе обысков у саратовского журналиста изъяли системный блок, его телефон, телефон жены, все флеш-карты и даже видеорегистратор и единственную кредитную карту. Адвокат предположила, что вернуть технику вряд ли получится, потому что ее, вероятно, отправят на исследование в Москву.
«Я думаю, что никакой судебной или даже следственной перспективы применительно к Никишину не существует. Никакого изменения статуса. Там нет ничего такого, к чему можно было придраться», — резюмировала адвокат.
Напомним, сегодня сотрудники правоохранительных органов пришли с обыском к Александру Никишину в его квартиру на улице Огородной в Заводском районе около семи часов утра. Обыски также прошли у сторонников саратовского штаба Навального (внесен в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга). После этого у одного из волонтеров на банковских картах появился долг в два миллиарда рублей.
«Дело ФБК» касается отмывания денег. Следователи возбудили его 3 августа. Изначально, по версии следствия, сотрудники Фонда борьбы с коррупцией, основателем которого является оппозиционер Алексей Навальный (внесен в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга), могут быть причастны к отмыванию 1 миллиарда рублей, который был получен преступным путем. Позже сумма снизилась до 75 миллионов рублей. Обыски по делу дома у оппозиционеров и в офисе фонда прошли 8 августа. Сегодня они прокатились по 40 городам России.