В России регистрируют новые способы кражи денег у граждан — например, уже есть случаи, когда мошенники имитируют голоса знакомых жертвы. Об этом замначальника департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев рассказал в интервью «Известиям».
По словам Сычева, такой способ — пока «большая редкость» и дорого стоит, поскольку злоумышленнику необходимо понимать, кому именно он звонит. Кроме того, ЦБ зафиксировал растущую волну хищений денег у граждан с помощью взломанных аккаунтов в социальных сетях. «Злоумышленник получает доступ к вашей странице и начинает публиковать посты, писать сообщения от вашего имени, например, с просьбой о помощи», — пояснил Сычев.
Почти во всех преступлениях (97%), связанных с хищениями у банковских клиентов, применялась социальная инженерия, подчеркнул он. Злоумышленники вводили пользователя в заблуждение, чтобы он сам предоставил им доступ к средствам. Изменилась и так называемая основная аудитория мошенников: если раньше это были граждане старшего и среднего возраста, то сейчас — экономически активные люди в возрасте 30–45 лет, около 65% из них — женщины. По словам Сычёва, такие результаты показало совместное исследование ЦБ и банков.
Сычев полагает, что на старшее поколение больше не действуют сообщения в стиле «Мама, я попал в беду, кинь деньги сюда», а потому методы, направленные на возрастных граждан, стали приносить мошенникам меньше денег. Кроме того, представители старшего поколения обычно не хранят на карте крупные суммы, их сбережения либо на банковском вкладе, либо дома в виде наличных, отметил замглавы департамента ЦБ.
«У более молодых людей уровень доверия к безопасности современных технологий довольно высокий. Поэтому их бывает проще „купить“ на звонок или сообщение от имени сотрудника банка», — подчеркнул Сычев.
Напомним, в мае стало известно о новом способе кражи денег через терминалы Сбербанка. Суть способа заключается в том, что злоумышленник подходит к терминалу, не вставляет в него банковскую карту, выбирает какую-либо операцию, но не завершает её. В результате следующий в очереди клиент видит на экране предложение вставить карту и ввести пин-код. Когда он это делает, предыдущая операция завершается и человек лишается своих денег. Однако у этого способа есть жёсткое ограничение по времени — ввести пин-код нужно в течение полутора минут, в противном случае терминал прерывает операцию.
В пресс-службе Сбербанка заявили, что все терминалы кредитной организации надежно защищены, а также посоветовали клиентам быть внимательными и при малейшем подозрении отказываться от проведения операции.