В мире стартовали первые автогонки, а в Саратов позвали немцев

В мире

22 июля 1894 года в 8 часов утра в Париже начались первые в истории автомобильные гонки. Инициатором соревнований стал главный редактор парижской газеты "La Petite Journal" Пьер Жиффар. Автомобильный пробег должен был продемонстрировать возможности нового вида транспорта - самодвижущихся экипажей. Участникам предстояло пройти на своих машинах заданный маршрут за 12 часов.

Машины впечатляли разнообразием форм и конструкций. 39 автомобилей обладало двигателями внутреннего сгорания, за ними шли "паровики" (28 машин). Было представлено по пять электро- и пневмоавтомобилей, 25 устройств попали в номинацию "Другие системы". После отборочных "заездов" к старту допустили 28 автомобилей - 14 с бензиновыми и 7 с паровыми двигателями.

Уходя на дистанцию с полуминутным интервалом, машины покидали столицу и брали курс на Руан, в 126 километрах к северо-западу. До финиша удалось добраться лишь 17 машинам. Наибольшую скорость (более 22 км/час) развил 20-сильный паромобиль маркиза Альбера Де Диона. Однако первый приз по решению жюри был разделен между двумя бензиновыми машинами марок Peugeot и Panhard-Levassor. Их сочли самыми надежными в эксплуатации.

В России

22 июля 1795 года премьерой оперы Ивана Козловского "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон" в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец "Останкино". Театр занимал во дворце центральное место. Влияние идей театральности ощущалось во всем: роскошь соседствовала с бутафорией, парадный двор напоминал сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, интерьеры сменяли друг друга как картины в спектакле.

Во время приемов, проходивших в Останкино, после спектакля в том же зале давался бал, а затем следовал ужин в Египетском павильоне. Театральная труппа, состоявшая из крепостных графа, насчитывала до 200 актеров, певцов и музыкантов, что позволяло ей успешно соперничать с императорским театром. Ее репертуар включал более сотни опер, комедий, балетов, в том числе произведения французских и итальянских композиторов - Гретри, Монсиньи, Паизиелло, Пиччини. Примадонной оперы была блистательная Прасковья Жемчугова, крепостная актриса, ставшая впоследствии супругой графа Шереметева.

В настоящее время Останкино - единственный в России театр 18 века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Театр дошел до нас в виде бального зала "воксала" и до сих пор используется для постановки старинных опер и проведения камерных концертов.

В Саратове

Ровно 250 лет назад, 22 июля 1763 года, вышел манифест императрицы Екатерины II о дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах. Благодаря нему Саратов долгое время был "центром притяжения" поволжских немцев, которых в начале XX века насчитывалось около 800 тыс. В годы Великой Отечественной войны многие из них были переселены в Сибирь и Казахстан; некоторые впоследствии вернулись назад. Начиная с 1980-х годов большинство эмигрировало в Германию, но до сих пор немногочисленные сохранившееся постройки в псевдоготическом стиле напоминают о прошлом Саратова. Католический собор Святого Климента на Немецкой улице был частично разрушен в советское время и перестроен в кинотеатр "Пионер", к настоящему времени остался доступен для наблюдения только небольшой фрагмент стены собора со стороны внутриквартальной застройки.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Оперативные новости и комментарии редакции