Сегодня, 16 августа, депутаты комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Саратовской областной думы вернулись к обсуждению законопроекта о повышении штрафов для безбилетников и введению других наказаний в сфере благоустройства. Инициаторами принятия поправок в региональный закон об административных правонарушениях выступили депутаты Саратовской городской думы.
Городские депутаты вышли с законодательной инициативой еще в апреле 2023 года. Законопроект уже рассматривался в областной думе, но окончательно так и не был принят. За прошедшее время законопроект был доработан, министерством экономического развития была проведена оценка регулирующегося воздействия.
Сегодня перед депутатами на профильном комитете выступил председатель городской думы Сергей Овсянников. Городские депутаты решили повысить размер административного штрафа за безбилетный проезд на городском автомобильном и электрическом транспорте со 100 до 500 рублей, за провоз пассажира без билета с 500 до 1000 рублей. Овсянников заявил, что штрафы для безбилетников не повышались с 2009 года.
Кроме того, предлагается изменить размеры административных штрафов за правонарушения, совершенные впервые:
— за вывешивание, расклеивание или размещение объявлений на муниципальных объектах: установить административные штрафы для граждан в размере 3 тысяч рублей (сейчас от 2 до 5 тысяч рублей), для должностных лиц в размере от 15 до 30 тысяч рублей (сейчас от 10 до 15 тысяч), на юридических лиц в размере от 50 до 60 тысяч рублей (сейчас от 40 до 50 тысяч рублей);
— за невыполнение установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований по своевременной очистке крыш отдельно стоящих нежилых зданий от снега, наледи и сосулек: установить административные штрафы для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей (сейчас от 2 до 5 тысяч рублей), для должностных лиц в размере от 15 до 30 рублей (сейчас от 10 до 30 тысяч рублей), на юридических лиц в размере от 60 до 100 тысяч рублей (сейчас от 50 до 100 тысяч рублей);
— за невыполнение собственником здания, сооружения требований муниципальных нормативных правовых актов по удалению размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов: установить административные штрафы для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей (сейчас от 2 до 5 тысяч рублей), для должностных лиц в размере от 15 до 30 тысяч рублей (сейчас от 10 до 15 рублей), на юридических лиц в размере от 50 до 60 тысяч рублей (сейчас от 40 до 50 тысяч рублей).
Законодательно предложено установить два новых вида штрафов. Предполагается новая статья за отсутствие или разрушение крышек люков смотровых и дождеприемных колодцев (за исключением расположенных на проезжей части автомобильных дорог). Гражданам грозят штрафы от 3 до 5 тысяч рублей, должностным лицам от 15 до 20 тысяч, юридическим — от 45 до 50 тысяч. Повторное нарушение сильней ударит по карману. Для должностных лиц штрафы вырастут до 30-50 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 до 200 тысяч. Также депутаты одобрили новые штрафы за плохое содержание мест накопления твердых коммунальных отходов. Гражданам грозят штрафы от 2 до 4 тысяч, должностным лицам от 10 до 15 тысяч, юридическим лицам — от 40 до 50 тысяч. При повторном нарушении в течение года — от 4 до 5 тысяч, от 15 до 30 тысяч и от 50 до 100 тысяч рублей соответственно.
Министр экономического развития Андрей Разборов рассказал, как прошла процедура оценки регулирующего воздействия. Чиновники разослали материалы более чем 1,5 тысячи адресатам, были получены 16 положительных отзывов, 5 предложений (4 из них в итоге были отклонены).
Депутат Александр Анидалов (КПРФ) рассказал, что он проверял работу общественного транспорта и за время депутатского рейда ни разу не видел, как водители автобусов выдают билеты пассажирам. По мнению коммуниста, механизмы воздействия на перевозчиков уже есть, но просто чиновники очень мало штрафуют перевозчиков за нарушения. Поэтому они продолжают не выдавать билеты пассажирам. Овсянников заверил, что рейды проводятся, но признал, что такая проблема остается.
«Для неотвратимости наказания вы не сделали ничего. Как не проверяли, так и не проверяете», — заявил Анидалов. Он также заявил, что качество подвижного состава за прошедшие годы не изменилось, но зато тарифы на проезд повысились в разы. А теперь ещё и решили повысить штрафы.
В итоге члены комитета одобрили законопроект и вынесли его для окончательного принятия на заседании Саратовской областной думы. Если он будет принят на следующей неделе, то вступит в силу уже в начале сентября 2023 года.