В регионе не выдают разрешения на строительство в зоне аэропортов: почему и какой выход из ситуации

В регионе не выдают разрешения на строительство в зоне аэропортов: почему и какой выход из ситуации
Строительство нового аэропорта возле села Сабуровка / © ИА «Версия-Саратов»

В чем проблема?

Вот уже несколько месяцев в Саратове не выдаются разрешения на строительство ни крупным застройщикам, ни частным лицам. Отчасти это связано с изменением законодательства и с тем, что местные власти не совсем к нему подготовились.

1 июля 2017 года в "Российской газете" был опубликован  ФЗ N135 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны".

Как было раньше?

До публикации ФЗ N135 существовало понятие 30-километровой зоны аэропорта. Застройщик (будь то крупная организация или частное лицо) для получения разрешения на строительство, если он собрался возводить жилой объект в этой зоне, обязан был сначала сделать проект с координатами самых высоких точек планируемого здания, а потом согласовать его и получить документ-одобрение от аэропорта.

Саратовцам и покровчанам в этом отношении не очень повезло, поскольку согласование приходилось получать аж у руководства четырех аэропортов: имени Гагарина в Дубках, Саратов (Центральный), военный аэропорт Энгельс-2 и военный аэропорт "Сокол" в Саратове. Оба города и пригороды практически полностью попадают в 30-километровую зону этих аэропортов.

Затем комплект документов направлялся в региональный отдел "Росавиации", где специалисты готовили "окончательную бумагу", на основании которой чиновники администрации города выдавали разрешение на строительство.

Что изменилось?

Мы попросили депутата областной думы Леонида Писного объяснить нам, в чем камень преткновения при реализации нового закона.

Главная проблема - в Саратовской области до сих пор не утверждены санитарно-защитные зоны аэропортов. Именно поэтому застройщики не могут получить разрешения на строительство домов.

Теперь порядок разработки и установления санитарно-защитных зон готовится Правительством РФ. В Саратове авиакомпания "Саратовские авиалинии" подготовила свой проект, в котором указала эти зоны. "Но не факт, что он полностью совпадет с тем, что готовит федерация", - констатировал народный избранник.

По его словам, на сегодняшний день зоны не установлены, поэтому Роспотребнадзор не может дать свое заключение, как проживание на этой территории повлияет на здоровье людей. Соответственно не ясно, можно ли строить жилые дома в этой зоне.

В то же время, поскольку проект санитарно-защитных зон был подготовлен, то какой-то из органов власти должен будет определять, попадает ли будущий дом в эту зону. Только после этого специалисты Роспотребнадзора смогут приступить к исследованию и дать свое заключение.

Что можно сделать в краткосрочном периоде?

По мнению заместителя саратовского транспортного прокурора Станислава Прохорова, на сегодняшний день единственно правильный вариант — перенести на федеральном уровне сроки вступления в силу ФЗ-135, в котором прописан новый порядок получения разрешения на строительство. Принимать его можно будет после того, как в регионах определят конкретный орган, который будет устанавливать, попадет ли жилой дом в санитарно-защитную зону. В министерстве строительства и ЖКХ ранее заявили, что у них таких полномочий нет, поэтому делегировать их на муниципальный уровень ведомство не может.

Что еще возмущает застройщиков?

Городская власть не дает разрешения на строительство даже для тех домов, которые получили заключения от аэропортов по ранее действовавшему законодательству. А также не продлевает разрешения на строительство, выданные ранее. Писной на рабочем совещании в областной думе поинтересовался мнением на этот счет представителя региональной прокуратуры Алексея Шкромады. "Вопрос требует дополнительной проработки, изучения", - отреагировал тот.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ