В России могут ужесточить правила интернет-торговли

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала законопроект о регулировании конкуренции в условиях цифровизации, который предусматривает ужесточение требований к торговым площадкам в интернете.

Как пояснил "Коммерсанту" начальник правового управления ФАС Артем Молчанов, в связи с ростом цифровизации в экономике требуется "введение нового понятийного аппарата, ранее не свойственного ни товарным рынкам, ни антимонопольному законодательству". Соответствующие поправки планируется внести в закон "О защите конкуренции" и в КоАП.

В частности, предлагается ввести понятие "сетевого эффекта". Под ним будет пониматься получение преимуществ от числа пользователей торговой платформы, в том числе за счет сбора и обработки данных. Благодаря этому площадку могут признать доминирующей, даже если владеющая ей компания занимает меньше 35% рынка.

Также в ФАС предлагают ужесточить наказание за использование ценовых алгоритмов – программного обеспечения для расчёта и контроля цен. Такие алгоритмы собирают информацию о розничных ценах на конкретный товар и сравнивают её с минимальными или рекомендованными поставщиками. В антимонопольном ведомстве полагают, что применение ценовых алгоритмов должно стать отягчающим обстоятельством при злоупотреблении доминирующим положением на рынке.

Законопроект также предлагает расширить полномочия ФАС: если компания не выполняет предписания службы, та сможет потребовать в суде запретить оборот товаров этой компании. В случае с иностранными компаниями ФАС также сможет разрешить использовать в России их интеллектуальную собственность без согласия компании "на условиях, определенных антимонопольным органом".

Опрошенные изданием эксперты полагают, что поправки направлены на усиление контроля ФАС над крупнейшими иностранными интернет-компаниями, такими как Apple, Google, Microsoft, Alibaba Group (владеет AliExpress), и считают их избыточными. "Действующее законодательство уже в полной мере регулирует механизмы конкуренции и ценообразования в ретейле, в том числе с использованием программных инструментов", - отметила представитель "М.Видео" Валерия Андреева.

Напомним, с 1 января 2017 года в России заработал так называемый налог на Google: иностранные компании, продающие в РФ через интернет электронный контент или программное обеспечение, должны встать на учет в налоговую службу и платить НДС 18% наравне с российскими компаниями. За 2017 год налог принёс в российский бюджет около 7 млрд рублей.

О необходимости распространить это правило на все зарубежные интернет-магазины в январе заявил вице-премьер Аркадий Дворкович.

Источник: Коммерсантъ
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции