С 15 января в России стартует эксперимент по маркировке табачной продукции. Он продлится до 31 декабря нынешнего года, по его итогам будет определена целесообразность перехода на обязательную маркировку табака по всей стране.
Предполагается, что эксперимент позволит проверить эффективность маркировки для обеспечения подлинности товаров и противодействие обороту контрафакта. Эксперимент является добровольным, присоединяться к участию также можно будет и после его начала. С января в тестировании принимают участие производители сигарет, оптовики и предприятия розничной торговли, с 1 июля предусмотрена возможность участия и для импортёров табака.
Оценивать результаты планируют два раза в год - до 1 июля 2018 года и до 31 декабря - с последующим докладом правительству. Оператором информационной системы маркировки в рамках эксперимента стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Участие в эксперименте будут принимать крупнейшие производители и дистрибьюторы табачной продукции (в том числе Philip Morris International, JTI, British-American Tobacco), а также розничные сети: о намерении присоединиться заявили в X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") и "Дикси".
Каждый блок сигарет и каждую пачку будут маркировать двухмерным кодом в формате Data Matrix, который содержит информацию для подтверждения подлинности продукции (наименование марки, дата, время и место производства). Наносить штрих-код рекомендуется на нижнюю торцевую либо боковую часть пачки и на боковую часть блока сигарет. По словам заместителя гендиректора ЦРПТ по связям с общественностью и маркетингу Резваза Юсупова, код невозможно подделать или скопировать, а информация о его нанесении передается в реестр средств идентификации. Дистрибьюторы будут фиксировать движение товара, а продавцы на кассе – сканировать штрих-код и отправлять информацию оператору фискальных данных.
Покупатели смогут отсканировать код с помощью бесплатного мобильного приложения и получить информацию о том, где и когда была произведена пачка и где она находится в данный момент. Если данные о продукции не совпадут с реальным положением дел, можно будет направить соответствующее уведомление.
Производители полагают, что маркировка табачной продукции не повлечёт за собой повышения цен. "Так как для маркировки используется стандартное оборудование, уже имеющееся на табачных фабриках, проведение эксперимента не повлечет за собой значительных расходов со стороны производителей и, как следствие, не приведет к увеличению стоимости сигарет в рознице", - пояснил вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев.
Напомним, сейчас в России маркируются меховые изделия, а также запущен пилотный проект по маркировке лекарств. С 2018 года планируется маркировать обувь, с 2019 года - одежду (куртки, блузки, сорочки, костюмы) и постельное белье.
С предложением маркировать табачные изделия Минфин РФ выступил в марте 2017 года, а 18 сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил о запуске соответствующего пилотного проекта в 2018 году. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в сентябре уверил, что проведение эксперимента про маркировке табачной продукции никак не скажется на их стоимости. Постановление правительства о запуске проекта было утверждено в начале декабря.
- Летом в России подорожают ювелирные украшения
- "Здоровое питание": полезные продукты в России начнут маркировать
- В России хотят начать маркировать пиво
- В России подорожают более 70 товаров, в том числе детское питание и одежда
- Глава Минздрава РФ: маркировка лекарств начнется с дорогих препаратов
- Маркировка шуб за год принесла в федеральный бюджет 500 миллионов рублей