Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму поправок, раскрывающих термин «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации». Об этом сообщается на сайте кабмина.
В действующем законодательстве содержание термина не раскрыто, из-за чего возникает правовая неопределённость. Предполагается, что поправки избавят россиян от наказания за использование так называемого шпионского оборудования, если у них не было умысла на получение информации. Изменения будут внесены в уголовную статью о незаконном обороте таких спецсредств (ст. 138.1 УК) и административную статью о нарушении правил их производства и продажи (ст. 20.23 КоАП).
Предлагаемое значение термина будет взято из постановления Конституционного суда от 2011 года. В нём было указано, что к таким спецсредствам нельзя относить средства, которые по своим техническим характеристикам «рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем».
Вопрос о применении шпионского оборудования приобрёл широкий общественный резонанс после того, как в декабре 2017 года в ходе ежегодной итоговой пресс-конференции президента Владимира Путина один из журналистов обратил его внимание на уголовное дело фермера из Курганской области. Фермер заказал из китайского интернет-магазина GPS-маячок за 390 рублей для слежения за коровой, которая отбивалась от стада.
Следствие заявило, что устройство запрещено к свободному обороту в России, так как относится к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации. Дело дошло до суда, однако судья вернул его в прокуратуру. Позже прокуратура извинилась перед фермером, дело против него закрыли.
В декабре 2018 года Верховный суд определил, что россиян нельзя привлекать к ответственности за использование шпионского оборудования, если оно применяется для обеспечения безопасности своей, своих близких или имущества, а также для слежения за животными. Запрещено использовать подобную технику, только если ей «преднамеренно путем технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию».
Напомним, в Саратовской области также было несколько дел, связанных со «шпионским оборудованием». Так, в 2017 году за «шпионскую ручку» был осужден замначальника отдела полиции Озинок. Также под следствие попадали житель Энгельса и саратовчанка.