В Саратовской области сотрудники скорой помощи бегут с рабочих мест. Об этом сообщают сами медики. "Машины дали, а работать на них некому. Больные не могут дозвониться по телефону 03", — говорят они. Фактическим подтверждением этих слов служат официальные отчеты о наличии вакантных мест в госучреждениях здравоохранения региона. Количество требуемых работников, указанное в этих документах, поражает. Чиновники пытаются заглушить скандал своими объяснениями происходящего, однако их доводы выглядят неубедительно.
О том, что в саратовской системе скорой помощи грядут массовые увольнения, наше издание уже писало в июне 2016 года. Тогда стало известно о готовящихся изменениях в оплате труда врачей и фельдшеров, выезжающих на вызовы в регионе. Под роспись сотрудникам раздали соответствующие уведомления, одно из которых оказалось в распоряжении редакции.
Из документа следовало, что с августа этого года планировалось резко сократить выплаты компенсационного характера за дежурство в ночное время суток — урезать со 100 до 50 процентов от должностного оклада. "А стимулирующие поощрения для старожилов и вовсе исключат из трудового договора. По нашим данным, это довольно ощутимые суммы. Сейчас в скорой помощи доплачивают 30 процентов за три года непрерывного стажа работы, а за пять и восемь лет — 50 и 80 процентов от оклада соответственно. Вот эту практику решили прекратить полностью", — отмечалось в статье под заголовком "Карету мне, карету!".
Также мы приводили комментарии сотрудников службы скорой помощи. Многие были шокированы предстоящими изменениями. Кто-то предрекал массовые увольнения, кто-то предлагал подождать несколько месяцев и посмотреть, что будет в итоге. Но все сошлись на том, что из-за нововведений потеряют от трех до пяти тысяч рублей ежемесячно, при возрастающей нагрузке.
В свою очередь, в министерстве здравоохранения Саратовской области объяснили, мол, в связи с изменениями на федеральном уровне в регионе была разработана новая система оплаты труда. И эта система якобы призвана не угробить скорую помощь, а, напротив, "сохранить кадровый потенциал, повысить престижность и привлекательность профессии в бюджетном секторе экономики". Чиновники гарантировали, что заработная плата сотрудников не будет ниже той, которую они получали ранее. По всем возникающим вопросам медикам было предложено звонить в областной минздрав.
Напряжение от этого не убавилось. В конце июля сотрудники Новоузенской районной больницы заявили о необходимости вернуть им отмененные стимулирующие выплаты. "Новая система оплаты труда ухудшает положение работников и может негативно отразиться на качестве оказания медицинских услуг населению", — говорилось в официальном обращении коллектива больницы в адрес министра здравоохранения региона.
Чиновники снова не согласились с бунтарями. Они заявили, что изменения "направлены на повышение социальной защищенности работников за счет увеличения доли гарантированных выплат". В комментарии для ИА "Версия-Саратов" представители минздрава снова заверили, что меньше никто получать не будет.
После этого воцарилась тишина. Могло показаться, что все наладилось. Или с особо активными подчиненными провели разъяснительные работы. Но больше никаких заявлений или обращений не было.
Зато были многочисленные поставки новых автомобилей скорой помощи в регион. Эту технику, закупленную по распоряжению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, торжественно вручали медицинским учреждениям на Театральной площади Саратова. В общей сложности в этом году область уже получила 180 машин. В ближайшее время планируется поставка еще трех "скорых". Губернатор Валерий Радаев уделяет этому вопросу много внимания. Но, как рассказывают врачи, обновление автопарка в условиях изменившейся системы оплаты труда — словно мертвому припарка.
— Все очень-очень плохо! Сотрудники все больше увольняются, зарплата ужасная. Машины дали, а работать на них некому. Адресов очень много. Больные не могут дозвониться до 03, потому что на приеме сидят "два с половиной" человека. Работают тут на износ. Новых кадров нет, а если и приходят на "скорую", то через месяц бегут. Очень печально. За 13-15 тысяч никто не захочет взваливать на себя такую нагрузку, — рассказала нашему корреспонденту сотрудница Саратовской городской станции скорой медицинской помощи.
Еще одна представительница медучреждения подчеркнула, что люди, оставшиеся работать в этой системе, сейчас сильно рискуют своими жизнями, поскольку порой им приходится выезжать на вызовы в одиночку, тогда как бригада должна состоять из двух человек — врача и фельдшера.
— Я с собой обязательно беру электрошокер, но это все равно не гарантия безопасности. У меня в одной руке сумка с медикаментами. А вызовы бывают разные, среди ночи к кому только ни отправляют, — пояснила собеседница издания.
Многие из тех сотрудников, кого мы опрашивали в июне этого года, сейчас уволились со своих прежних мест работы. Кто-то уехал на аналогичную должность в Москву, кто-то совсем сменил род деятельности.
— На подстанции работают пять-шесть машин вместо пятнадцати. Выезжать некому, все по одному. Зарплата смешная — 18 тысяч рублей при высшей категории. Поесть и в туалет заехать не разрешают. Зато отчитались, что машинами обеспечены на 100 процентов — больше проблем нет! Среднюю зарплату врачей мы все знаем. Если бы я не знал ее размер, то так бы и работал здесь. Но дураков нет. Или кто кого дурачит? — заметил один из медиков, уволившихся в ноябре этого года.
Мы решили оценить масштаб происходящего и воспользовались официальными данными, размещенными на сайте министерства здравоохранения Саратовской области в разделе "Вакансии". Оказалось, что в настоящее время медучреждения региона испытывают серьезный кадровый голод. Наиболее яркий пример — ГУЗ "Саратовская городская станция скорой медицинской помощи". Руководитель этого учреждения Олег Андрущенко представил шокирующие данные, актуальные на 25 ноября 2016 года. Так, станции требуется... 102 врача и 85 фельдшеров! Причем первым тут готовы ежемесячно платить за работу сутки через трое 16,1 тысячи рублей, а вторым — 13,2 тысячи.
В министерстве здравоохранения региона, куда мы обратились за комментариями по этому вопросу, журналиста заверили, что ничего критичного не происходит. Чиновники уверяют, что одной из причин такого роста вакантных должностей стало то, что Саратовская область получила новый транспорт, увеличив тем самым количество рабочих мест. Хотя власти неоднократно подчеркивали, что за счет поставок новых "скорых" происходит не наращивание автопарка, а его обновление.
Так или иначе, в минздраве признали наличие кадровых проблем, назвав "медведевские подарки" лишь одним из факторов, повлиявших на ситуацию. В ведомстве сообщили, что предпринимают все возможные меры, в том числе активно привлекают к работе молодых врачей, стимулируя их различными профильными программами.
Получится ли у властей исправить последствия принятия новой системы оплаты труда? К сожалению, все мы можем проверить это на собственной шкуре, дождавшись или не дождавшись в критической ситуации машину скорой помощи.