Развалить крупное предприятие, уничтожить объекты государственной собственности, отдать под застройку привлекательные участки земли на берегу Волги, расположенные недалеко от моста Саратов-Энгельс… Возможно ли все это сделать под пристальными взорами представителей надзорных и контролирующих органов так, чтобы не возникло никаких претензий? До сегодняшнего дня определенной группе лиц каким-то невероятным образом подобное удавалось.
Пока региональные чиновники придумывают как бы "обрезать" этажность не только будущих, но и уже возведенных в областном центре высоток, на берегу великой русской реки происходят подозрительные кранодвижения. Печально известный кооператив "Водник", похоже, снова активизировался и готовится к застройке территории в Затоне, которая ранее была занята Саратовским судоремонтным заводом.
Прямо там, где "Волга плещет волной", в ближайшее время может начаться возведение очередных грандиозных проектов с парковками для яхт и прочими буржуазными излишествами. Вроде того комплекса зданий с "падающей" этажностью от 19 до 10 этажей, который ЖСК "Водник" строит с 2006 года, но так и не может до сих пор осилить. В настоящий момент все зависло на уровне двух этажей.
Жители и гости областного центра на протяжении десятилетия любуются на стройплощадку, развернувшуюся на саратовском берегу с левой стороны от въезда на старый мост. Зрелище удручающее, особенно на фоне расположенной справа городской набережной, которую власти хоть как-то облагораживают, да белым песочком посыпают в целях развития всяких пляжных видов спорта.
Сейчас, когда Саратов наводнили всевозможные урбанисты и агломераторы, которые обсуждают сходства областного центра с европейскими городами и фонтанируют идеями о том, как сделать из того что есть конфетку, как никогда становится актуальным вопрос внешнего вида столицы региона, открывающегося с Волги. Но до того, как конструкторское бюро "Стрелка" решило научить представителей местной власти уму-разуму, никто из урбанистов на левую сторону гипотетической саратовской набережной не заглядывался. Не проявляют к ней видимого интереса и сейчас. Возможно все дело в том, что земля здесь лишь номинально принадлежит государству, а фактически угодила в цепкие руки предприимчивых людей, связанных одним районом.
Чужие на районе
Речь идет об огромном береговом участке, начинающемся от моста Саратов-Энгельс и идущем вдоль Затона почти до городского солярия. Та самая земля вдоль улицы Большая Затонская, которая отгорожена от посторонних глаз высоким бетонным забором, скрывающим разруху и запустение. Это прежние владения старейшего предприятия областного центра — Саратовского судоремонтного завода.
Участок, на котором раньше размещалось предприятие, визуально можно поделить на три части. Для простоты будем называть их Б. Затонская, 12, Б. Затонская, 16 и Б. Затонская, 18. Именно здесь начиная с 1913 года строили и ремонтировали суда. Перечень работ, произведенных представителями судоремонтного завода с 1950 по 1998 годы, впечатляет. Подробный "список кораблей" с припиской в различных городах России приведен на сайте "Водный транспорт". Вот лишь малая его часть.
Интересно, что этот перечень сильно скудеет и окончательно сходит на нет в начале 90-х годов, когда свой пост, после тридцатилетней службы, покинул бывший начальник Саратовского района водных путей и судоходства (РВПиС) Станислав Мильцын. Именно возглавляемый Станиславом Андреевичем район, входящий в структуру нижегородского ФБУ "Администрация Волжского бассейна" и подчиняющийся Министерству транспорта РФ, до последнего момента курировал работу завода.
Хотя официально судоремонтное предприятие прекратило существование лишь в 2013 году, проблемы у завода начались задолго до этого. По данным газеты "Богатей", в 2000 году администрация Волжского бассейна (нижегородская контора тогда называлась ГУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства") решила "сбросить с себя груз ответственности за бывший судоремонтный завод".
"Благо что на базе бывшего плотничного цеха завода успешно работало ООО "Феникс-2000". В феврале 2001 года директору "Феникса" Анатолию Китаеву от лица руководства ВГБУВПиС было предложено арендовать производственные помещения и оборудование завода при условии сохранения имеющихся рабочих мест и заработной платы работающих, а также выполнения обязательств по государственному заказу и прочим договорам. В итоге "Феникс-2000" оформил договор с нижегородским КУГИ на бессрочную аренду передаваемых производственных помещений по адресу: Б.Затонская, 16 и 18 и на оборудование по Б.Затонской, 12. Одновременно в штат "Феникса" был переведен 41 бывший работник судоремзавода", - из публикации "Битва на Волге" (газета "Богатей", № 16 (246) от 29 апреля 2004 года).
Судоремонтный завод в Затоне. Предположительно снимок сделан в 70-х годах прошлого века / © www.oldsaratov.ru
Весной 2004 года, ровно 13 лет назад, известный саратовский журналист Александр Крутов вплотную занимался этой темой для газеты "Богатей". Можно сказать, Александр описывал мучительную, но недолгую гибель старейшего завода областного центра. События развивались стремительно.
Сначала большой резонанс получила история с попыткой освоить территорию предприятия под "культурно-спортивно-общественный центр в Волжском районе". В мае 2003 года согласие на возведение этого объекта дали городские власти, отказавшие Саратовскому району водных путей и судоходства в предоставлении большой части упомянутого выше берегового участка. Застройкой должна была заниматься фирма "ЕСК". Однако представители РВПиС через суд добились признания отказа мэрии незаконным.
Впрочем, радость от этого события была недолгой.
"Казалось бы, можно только порадоваться за речников, в трудной борьбе с местной бюрократией отстоявших право на нормальное существование своего предприятия. Однако, как теперь выясняется, радение за интересы государства не было основным мотивом "победителей". В реальности именно благодаря победе речников в земельном споре с мэрией в ближайшие годы Саратов рискует лишиться единственного в городе предприятия судостроения и судоремонта", - из публикации "Битва на Волге", газета "Богатей", 2004 год.
К слову, представители ООО "ЕСК", по данным картотеки арбитражного суда, аж до 2012 года безуспешно пытались вернуть себе обещанное мэрией в 2003 году место на саратовском берегу. А пока шли эти тяжбы в игру вступила третья сила в виде безобидного на первый взгляд кооператива — ЖСК "Водник".
Общаясь с директором "Феникс-2000" Анатолием Китаевым, Александр Крутов пришел к выводу, что заказов на ремонт судов у того было много. И все бы ничего, но на участок земли, теперь уже полностью принадлежащий ФБУ "Администрация Волжского бассейна", нашлись новые хозяева.
Так, в сентябре 2003 года начальник Саратовского района водных путей и судоходства Алексей Мильцын, который и по сей день возглавляет организацию (по всей видимости, сын прежнего руководителя - Станислава Мильцына) сообщил Китаеву о существовании некоего инвестиционного договора с ЖСК "Водник". В соответствии с этим документом на территории судоремонтного завода вот-вот должно было начаться строительство жилья.
Позже, как рассказывается в статье "Битва на Волге", директор "Феникс-2000" получил письмо от РВПиС с требованием демонтировать многотонное оборудование цехов, размещенное на участке Б. Затонская, 12.
Б. Затонская, 12. Наши дни
Следом за этим в помещениях завода появились представители кооператива, которые выставили там свою охрану. А уже в январе 2004 года началась массированная разборка зданий и оборудования. По данным "Богатея", новые хозяева в частности демонтировали несущую стойку кран-балки грузоподъемностью 3,2 тонны, разрушили облицовку и огнеупорное покрытие газовой печи.
"По факту разукомплектования неизвестными лицами находящегося в аренде у ООО "Феникс-2000" государственного имущества 1 марта Анатолий Китаев подал заявление в ОУР ЛОВД в речном порту Саратов. А уже 3 марта по его заявлению было вынесено "отказное" постановление. Оказывается, согласно представленной в милицию из “Саратовского района водных путей и судоходства” справке, стоимость всего испорченного оборудования, а, следовательно, и отсутствующих на нем узлов и агрегатов "с учетом стопроцентного износа равна нулю". Поэтому-де отсутствует факт причинения материального ущерба и, как следствие, состав преступления", - из публикации "Битва на Волге", газета "Богатей", 2004 год.
Вот это поворот
К сожалению, на момент подготовки Александром Крутовым публикации о последних днях судоремонтного завода, многие подробности происходящего еще не были известны. В том числе, в силу отсутствия технической возможности проследить связи между организациями, задействованными в превращении известного предприятия в затяжную стройплощадку. Будь у нашего коллеги тогда под рукой онлайновая база данных зарегистрированных юрлиц, многие вопросы могли бы отпасть сами собой.
В чем причина столь странной позиции, которую заняло в 2004 году руководство Саратовского района водных путей и судоходства? Ведь им явно не могло быть выгодно уничтожать судоремонтный завод. И почему отказались "возбуждаться" в линейном отделе внутренних дел на транспорте в речном порту Саратова? Ведь у них фактически на глазах крушили госимущество.
Смотрим учредителей ЖСК "Водник", которые стали участниками кооператива с момента его основания — 22 сентября 2003 года. По данным www.kartoteka.ru здесь всего несколько человек. Андрей Баландин, который помимо прочего является председателем правления ЖСК, Андрей Пастухов и Дмитрий Толоков. Среди них, ну надо же (!), уже известный нам начальник района водных путей Алексей Мильцын. Вот так совпадение. Но и это еще не все.
В том же списке мы находим некоего Алана Тибилова. Этот человек стал известен после того, как следственный комитет заподозрил его в хищении чужого имущества в составе группы лиц в особо крупном размере. Выяснилось, что в 2012 году Алан Джандерович был подполковником полиции, сотрудником дежурной части ЛОП в речном порту Саратов Приволжского ЛУ МВД России на транспорте. И он, вместе с другими людьми в погонах, якобы обещал решить проблемы неких предпринимателей за 1,5 миллиона рублей.
Кстати, через несколько дней, 24 апреля 2017 года, судья Волжского районного суда должен огласить приговор по этому уголовному делу, а пока Тибилов, также являющийся застройщиком здания с "падающей" этажностью по адресу Большая Затонская, 12, находится под домашним арестом.
Вот такая занятная пятерка учредителей.
Так выглядят бывшие владения судоремонтного завода сегодня
Но вернемся в 2004 год. Там директор "Феникса-2000" продолжает биться за сохранение завода. Безуспешно, конечно. После начавшегося разрушения цехов, за которым пристально следили представители компетентных органов, Китаева известили о расторжении договора аренды с его предприятием, которое хоть как-то поддерживало недобитые производственные корпусы. В качестве доказательства законности подобных действий было предъявлено очень странное письмо из Министерства транспорта России (позже этот документ будет фигурировать в многочисленных судебных тяжбах между ЖСК "Водник" и Волжским бассейновым управлением).
Это письмо, имеющееся в распоряжении редакции, подписано заместителем министра Николаем Смирновым. В нем Смирнов от имени всего федерального ведомства дает согласие на организацию строительства на участках, расположенных по адресам: Б. Затонская, 12, 16 и 18. В рамках того самого инвестиционного контракта, заключенного с "Водником".
Странным здесь является тот факт, что замминистра Смирнов якобы подписал этот документ 29 января 2004 года, на следующий день после получения соответствующего запроса от руководства Волжского бассейна. Однако, по официальной информации, размещенной на сайте Минтранса, Николай Смирнов был освобожден от должности еще 15 января 2004 года в связи с выходом на пенсию. Существует и соответствующее распоряжение правительства РФ № 50-р.
Это лишь малая часть имеющихся в данном деле странностей, граничащих с признаками совершенно конкретных составов преступления в действиях должностных (и не только) лиц. На основании вышеназванного письма, а также расторжения инвестиционного договора между речниками и "Водником", впоследствии ЖСК получило возможность через суд стать собственником незавершенных строительством зданий по всей территории, которую ранее занимал судоремонтный завод.
Здание Саратовского района водных путей и судоходства
В настоящее время два больших участка — Б. Затонская, 12 и Б. Затонская, 16 — уже находятся в аренде у лиц, связанных с этим непростым кооперативом. Вопросы решаются также через суд. Уже на основании полученных в собственность объектов недвижимости, размещенных на государственной земле.
А вот с третьим — Б. Затонская, 18 — у предприимчивых граждан что-то пока не складывается, хотя, по нашей информации, они настойчиво добиваются своей цели. Не исключено, что препятствием для реализации последнего куска береговой зоны стало то, что на его территории еще находятся несколько недобитых объектов Саратовского района водных путей и судоходства. Например, тот же офис РВПиС.
По всей видимости, чтобы решить эту проблему и придать больше веса своим "незавершенным объектам" (фактически — это просто выложенные стеночкой в семь рядов бетонные блоки), представители ЖСК на днях развили подозрительную активность на объекте. Судя по фото, сделанным на месте событий, в стенах были продолблены отверстия, после чего на их месте рабочие пробурили дыры, в которые залили бетон. Видимо, на случай посещения участка экспертами, которые должны будут оценить капитальность постройки.
Но на этом моменте пора заканчивать с лирикой и переходить к фактам. В ближайшее время наше издание во всех подробностях расскажет о том кто и как выводил берег Волги из под государственного контроля. А пока надзорным и контролирующим органам было бы неплохо повнимательнее присмотреться к происходящему в Затоне. Как это ни странно, но пока еще не все потеряно!
Продолжение следует.