Только за первые несколько месяцев текущего года арбитражный суд Саратовской области принял к рассмотрению требований о взыскании задолженностей из казны региона на сотни миллионов рублей. Чиновники объясняют происходящее отсутствием денег, а представители компаний, которым своевременно не выплатили обещанные бюджетные средства, пока не решаются выступать в СМИ. Все ждут и надеются на лучшее, хотя стоило бы, напротив, готовиться к худшему.
Автобус тронется, долги — останутся
О том, что структурные подразделения правительства Саратовской области стали часто фигурировать в картотеке арбитражных дел в качестве ответчиков, мы писали еще в 2014 году. Речь шла о десятках миллионов рублей, которые чиновники не отдавали подрядным организациям за выполненные работы в рамках заключенных государственных контрактов. Компании обращались с исковыми заявлениями в суд и взыскивали в свою пользу с регионального бюджета не только сумму задолженности, но и проценты за пользование чужими денежными средствами.
В ряде случаев штрафы были очень внушительными. Представители министерства финансов Саратовской области, которое часто фигурировало в спорах в качестве третьего лица, так и не смогли пояснить нашему изданию, почему чиновники продолжают размещать извещения о требуемых товарах и услугах, зная, что оплатить работу подрядчиков не в состоянии.
Текущий год начался с новых исковых заявлений. Часть из них суд первой инстанции уже удовлетворил. Так, широкую огласку получила история с отказом представителей министерства образования региона исполнять свои обязательства по оплате контракта на поставку новогодних подарков для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ООО "Кондитерский дом "Конфэшн" по заказу чиновников поставило сладости для ребятни, однако в полной мере деньги за выполненный заказ перечислены не были.
В итоге 8 апреля 2015 года суд принял решение взыскать с министерства в пользу кондитерского дома задолженность по государственному контракту более 1,4 миллиона рублей, пени в размере 187 тысяч 414 рублей и расходы по оплате государственной пошлины 29 тысяч 869 рублей. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Интересно, что в данный момент рассматривается еще одно аналогичное исковое заявление, поданное к минобразу представителями ООО "Иваново-Текс". Предприниматели из другого региона не получили почти 2,5 миллиона рублей за поставку новогодних подарков. Заседание по этому делу назначено на 14 мая текущего года.
Отдельного внимания заслуживают исковые требования предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками в Саратовской области. Эти дела буквально заполонили картотеку арбитражного суда — с начала текущего года к рассмотрению принято уже более 20 заявлений. Такое ощущение, что чаша терпения перевозчиков переполнилась и они пошли штурмом на министерство транспорта и дорожного хозяйства, требуя выплат за перевозку льготных категорий граждан. Подробнее об этой проблеме мы писали ранее в статье под названием "Конечная остановка".
Одно только МУПП "Саратовгорэлектротранс" подало заявление на взыскание с профильного министерства более 261 миллиона рублей! У остальных истцов, конечно, требования не столь велики, но все размером не меньше миллиона рублей. Так что кризис перевозок в Саратовской области, кажется, налицо.
Чистосердечное признание
Мы решили провести небольшой мониторинг исковых заявлений к чиновникам, взяв лишь те дела, где в качестве третьего лица проходит министерство финансов Саратовской области. Даже такая точечная выборка всего за три месяца этого года показала, что областному правительству попросту нечем расплачиваться за выполненные подрядчиками работы. И если раньше, в 2014 году, ответчики просили суд отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на отсутствие финансирования, то теперь они все чаще признают свою вину.
Так, в феврале текущего года в арбитражный суд региона обратились представители ртищевского ООО "СтройМаксСервис". Эта фирма устанавливала ограждение территории коррекционной школы в селе Родничок Балашовского района. Выполнив работу, подрядчик не получил прописанного в государственном контракте вознаграждения — более 400 тысяч рублей. В своем отзыве на исковое заявление представители школы признали, что не оплатили заказ, хотя он и был выполнен. Суд, естественно, решил взыскать средства в пользу ООО.
А вот еще более интересное дело: администрация Балаковского района против министерства сельского хозяйства Саратовской области. Районные чиновники подали в суд на областных коллег в январе 2015 года с требованием о взыскании из региональной казны более 5,8 миллиона рублей. Оказалось, что в рамках целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" между сторонами было заключено соглашение на софинансирование мероприятий по газификации и водоснабжению в сельской местности. Часть денег должны были выделить федералы (что они и сделали), а часть — областная казна.
В результате районные власти заключили ряд контрактов, работы по которым были выполнены, но оплачены лишь в части муниципального и федерального софинансирования. Истец направил в областное правительство обращение с просьбой погасить задолженность, однако в декабре 2014 года региональное министерство сельского хозяйства уведомило об отсутствии денег на эти цели у минфина.
Суд пришел к выводу, что вина ответчика заключается "в его бездействии, а именно в неперечислении бюджетных средств получателю и несвоевременном доведении уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств в нарушение норм Бюджетного кодекса РФ". 20 марта долг с минсельхоза был взыскан, и, по всей видимости, чиновники не стали обжаловать такое решение.
Пиар во время чумы
Собственно, более всего во взаимоотношениях региональных властей и подрядчиков настораживает тот факт, что первые своевременно не предупреждают вторых о проблемах с оплатой, возникающих после выполнения работ по контракту. Услуги и товары фактически получаются "за счет заведения". Например, ООО "Торгово-монтажная компания "Мир климата Саратов" сейчас пытается взыскать с госучреждения Саратовской области "Эксплуатация и обслуживание зданий" деньги за услуги по установке и обслуживанию кондиционеров. И правительство признает эту задолженность, но не платит.
Или вот еще: в арбитражный суд обратилось ООО "СарИнформ" с исковым заявлением к министерству социального развития региона. Представители фирмы одержали победу в запросе котировок ведомства, который проводился осенью 2014 года. Согласно контракту победитель должен был до 15 декабря 2014 года пиарить министерство в СМИ. За это заказчик обязался заплатить более 399 тысяч рублей, однако, судя по всему, деньги не были выплачены.
Перечислять такие случаи можно еще долго. Очевидно одно: бесконечно это не может продолжаться. Дошло уже до того, что больницы не оплачивают поставщикам лекарства и медицинскую технику, а детские сады и школы наращивают задолженность за электроэнергию... В конечном итоге все это может обернуться настоящей катастрофой, когда "обожженные" не один раз подрядные организации попросту перестанут выставлять свои заявки на участие в госзаказе. Ведь предприниматели зачастую берут кредиты под выполнение условий контракта, им нужно оплачивать труд работников сейчас, а не потом, после череды судебных разбирательств. И если они не получают от этого финансовую отдачу, то попадают не то чтобы в неловкую ситуацию — они попросту рискуют бизнесом.
Нетрудно представить, кто в таком случае изъявит желание участвовать в торгах, объявляемых чиновниками. Те, для кого и малая часть оплаты по контракту — благо. То есть фирмы-однодневки, которые готовы за сомнительную выплату из бюджета оказывать соответствующие услуги и поставлять низкокачественные товары. Судя по всему, именно к такому перевороту в системе госзакупок придется готовиться в ближайшее время, если чиновники не перестанут вводить в заблуждение поставщиков, обещая, но не оплачивая.
К слову, представители подрядных организаций, которые сейчас взыскивают долги с регионального правительства через суд, пока не спешат делать какие-либо заявления в прессе. Кто-то отмалчивается, кто-то говорит, что понимает тяжелую экономическую ситуацию, в которой оказался регион. А кто-то винит во всем областной минфин и заявляет о намерении продолжать участвовать в конкурсах и аукционах определенных поставщиков, "скованных обстоятельствами".