Мы уже неоднократно писали о том, как сотрудники оперативно-разыскной части собственной безопасности регионального ГУ МВД отрабатывают своих коллег-полицейских. И о том, что потом происходит с объектами такой отработки. А вот обратная ситуация: никого не надо провоцировать на совершение противоправных действий, не нужны добровольцы, заряженные диктофонами и мечеными купюрами, и прочие атрибуты "оперативного эксперимента". Даже доказательства собирать не надо — уже имеются соответствующие решения суда! И что бы вы думали? Конечно, в таком случае никаких последствий для провинившихся людей в погонах не будет.
Месяц назад мы направили обращение в Главное управление собственной безопасности МВД России. В нем говорилось о том, каким испытаниям была подвергнута Марина Шуляк, которую более двух лет незаконно преследовали саратовские полицейские. К документу прилагалась публикация нашего издания под заголовком "Приказано убивать", в которой подробно описывались нарушения, допущенные сотрудниками ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области по отношению к Марине Александровне. Лишь после того, как ее оправдал суд, она наконец смогла вздохнуть спокойно и перестать опасаться за свою жизнь.
Из федерального управления обращение было спущено в регион. Здесь его рассмотрением занялись представители оперативно-разыскной части собственной безопасности. По всей видимости, они "очень внимательно" изучили полученный материал и пришли к следующему выводу: никто не виноват в том, что женщина с больным сердцем подвергалась страшным и продолжительным пыткам со стороны стражей правопорядка.
"В ходе проверки сведения о неправомерных действиях со стороны сотрудников ГУ МВД России по Саратовской области в отношении Шуляк М.А. при расследовании уголовного дела № 604040, а также Ваши предположения о наличии коррупционной составляющей в их действиях не нашли своего подтверждения", — говорится в ответе за подписью начальника ОРЧ СБ Сергея Кашева.
Может быть, в подразделении полиции, отвечающем за чистоту рядов ГУ МВД региона, просто плохо искали те самые коррупционные составляющие? Открывали не те двери, заглядывали не в те честные глаза? Коррупция — это действительно сложная для восприятия штука, которую не всем дано видеть, а уж тем более выявлять. Но как можно было не заметить неправомерные действия со стороны людей в погонах, участвовавших в незаконном уголовном преследовании Марины Шуляк? Ведь существует целый ряд судебных решений, вступивших в законную силу. И в этих документах говорится, что сотрудники ГСУ Александр Фомин и Виталий Горюнов в ходе расследования предпринимали не просто "неправомерные действия", а НЕЗАКОННЫЕ!
Впрочем, далее в своем ответе г-н Кашев вроде бы и не скрывает наличия нарушений со стороны следствия, однако не придает им особого значения: "Одновременно сообщаю, что причиной вынесения судом оправдательного приговора послужило не нарушение следователем уголовно-процессуального законодательства при его расследовании, а различная правовая позиция стороны обвинения (в лице следователя и прокурора) и стороны суда (в лице первой и апелляционной инстанции) в оценке собранных по уголовному делу доказательств. Об этом свидетельствует тот факт, что в ходе судебного следствия все доказательства обвинения судом признаны допустимыми и никакие доказательства из уголовного дела не исключены".
А вот на эту странную "правовую позицию" регионального ГУ МВД РФ стоило бы обратить внимание судебной системе региона в лице председателя Саратовского областного суда Василия Тарасова. И надзорному органу региона в лице прокурора области Владимира Степанова. Получается интересная ситуация: сотрудники генерала Сергея Аренина заявляют о своих равных правах с судом и откровенно демонстрируют неуважение к судебным актам, настаивая на правомерности "собственной оценки доказательств" виновности оправданной Марины Шуляк. При этом за их "самостоятельную позицию" от имени государства извиняется прокурор, а сомнительную деятельность дважды оплачивает казна Российской Федерации: сначала в виде постоянно растущей зарплаты Фоминых-Горюновых и прочей братии, организовавшей незаконное уголовное преследование, а затем в виде компенсации морального вреда той же самой Марине Шуляк.
В связи с этим становятся понятными уничижительные реплики Александра Фомина при рассмотрении жалоб адвоката Марины Шуляк Елены Сергун в адрес как Верховного, так и Конституционного суда Российской Федерации. Может, стоит представителям судебной системы и прокуратуры официально или, на худой конец, в доверительной беседе объяснить бравым саратовским полицейским их место в системе правоохранительных органов РФ?
Сам собой напрашивается вопрос: что же это за уровень профпригодности у таких вот следователей, если их "правовая позиция" столь кардинальным образом отличается от истины, устанавливаемой судами? И можно ли таким сотрудникам не только продолжать работать в органах, но и идти на повышение, как это произошло с вышеназванными Фоминым и Горюновым? Неужели для них является оправданием то, что суд в приговоре не стал указывать на ранее установленные факты незаконных действий и бездействия по отношению к Марине Шуляк? Ведь это все было и об этом всем известно. Да и прокуратура, наверное, не просто так приносила официальные извинения Марине Александровне за длительное незаконное преследование со стороны правоохранительных органов. Или представители саратовской полиции живут по каким-то своим законам, чуждым не только для судов, но и для надзорного органа?
Кстати, вспоминается история, приключившаяся в 2009 году с инспектором ДПС Юрием Аванесяном, ради поимки которого представители оперативно-разыскной части собственной безопасности развернули целую спецоперацию с мечеными купюрами и подставным нарушителем. Тогда за попытку получения взятки в размере 500 рублей (!) теперь уже бывшего полицейского отправили в места не столь отдаленные аж на 3 года!
Или вот еще: публикация нашего издания под говорящим заголовком "Управление собственной провокации". В ней рассказывалось о стражах правопорядка из Новоузенска, которые стараниями все того же подразделения региональной полиции были отправлены в тюрьму на 7 лет. В той истории также во всей красе видна "тонкая" работа представителей ОРЧ собственной безопасности по отработке своих коллег.
А в незаконном уголовном преследовании Шуляк нету нарушений! Искали их, искали люди в погонах, да не нашли. Наверное потому, что вещи, лежащие на самом видном месте, прямо под носом, всегда сложнее увидеть. Или, может быть, сотрудникам ОРЧ СБ ГУ МВД России по Саратовской области просто скучно работать без всяких этих шпионских штучек, засланцев, скрытой аудио- и видеофиксации и тому подобного? Ведь от любой работы нужно получать удовольствие, а тут тебе все на блюдечке приносят. И никакой самореализации.
Хотя в случае с Мариной Шуляк, к сожалению, речь идет, скорее всего, о банальной некомпетентности или наплевательском отношении к выполнению собственной работы. Вот, например, Сергей Кашев пишет в своем ответе, что все доказательства обвинения "судом признаны допустимыми и никакие доказательства из уголовного дела не исключены". Но ведь это неправда. Недопустимыми, например, были признаны результаты прослушивания телефонных переговоров. Неужели вам, г-н Кашев, совсем не хочется поинтересоваться у представителей ГСУ региона, на каком основании и с какой целью они слушали личные разговоры целого ряда бизнесменов? Ведь для всех было очевидно (и суд это подтвердил), что эта прослушка не имеет никакого отношения к возбужденному делу. Уж не здесь ли зарыта та самая коррупционная составляющая, которую вы не сумели раскопать?