В ушедшем году даже в официально кризисной экономике и на фоне падения доходов населения саратовский агропромышленный комплекс не скатился в упадок. Запрет на ввоз импортной еды, введенный нашей страной в ответ на санкции ЕС и США, в сочетании с хорошей погодой позволили нашей области увеличить сельскохозяйственное производство. Похоже, что в отрасль стали больше верить и инвесторы - объем привлеченных кредитов по сравнению с 2015 годом вырос в 2,5 раза, до 30млрд рублей. Но зависимость от импорта остается, причем и у самих производителей, поскольку они закупают у иностранных компаний не только машины, технологии, корма и химикаты, но даже семена и посадочный материал.
В конце аграрного сезона 2015 года многие игроки саратовского рынка были в глубоком унынии - засуха угробила надежды на урожаи вместе с трудами и инвестициями. В 2016-м природа, к счастью, дала возможность отыграться.
По итогам минувшего года Саратовская область – лидер в Приволжском федеральном округе и обладатель 8-го места в России по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур. А еще обладатель "золотой медали" по урожаю подсолнечника в масштабах всей страны.
Саратовский урожай зерновых составил 4,4 млн тонн, что в 1,8 раза больше объема 2015 года. Такой каравай позволил не только обеспечить внутренний спрос, но и отправить часть продукции за рубеж - область в ушедшем году, по официальным данным, в полтора раза увеличила экспорт зерна. Объем поставок за границу составил 462 тысячи тонн, получателями стали более 20 стран мира.
Урожай зерновых России в целом в минувшем году называют рекордным за весь период после развала СССР. Он достиг 119млн тонн - это на 14 процентов больше, чем в 2015году. Прирост объема по кукурузе еще больше - 19 процентов. Кроме того, в минувшем году Россия впервые заняла первое место в мире по экспорту пшеницы. Можем, когда захотим!
Прокати нас, Петруша, на тракторе
На декабрьской коллегии министерства сельского хозяйства области, где обсуждали итоги за 10 месяцев и меры господдержки, среди прочего были обнародованы данные о том, что посевная площадь в Саратовской области по сравнению с временами СССР значительно сократилась. В 1990-м году в Саратовской области использовали под выращивание зерна 5,5 млн гектаров, в 2016-м - лишь 3,7 млн гектаров, то есть примерно две трети от советского объема. Но применение современной техники (в том числе, импортной), удобрений и грамотная работа специалистов в сочетании с хорошей погодой в буквальном смысле дает плоды.
Так, урожайность зерновых в последние годы уверенно бьет советские рекорды. В 2014 году, к примеру, она составила у нас 18,5 центнеров с гектара. Участники отрасли и чиновники подчеркивали тогда, что такого показателя в регионе не было 16 лет. В прошлом году урожайность увеличилась до 21,7 центнера с гектара. При этом в Романовском и Калининском районе она превысила 28 центнеров, а в Энгельсском и Балашовском - 32. У передовых хозяйств показатели еще значительнее - до 60 центнеров.
Одна из причин этих успехов - технологическая модернизация. За прошлый год хозяйства и компании Саратовской области приобрели 340 тракторов, 330 зерноуборочных комбайнов, 6 кормоуборочных комбайнов и более 1,5 тысяч единиц прочей сельскохозяйственной техники на общую сумму 5,6 млрд рублей.
Много это или мало? "Чтобы остановить выбытие основных видов сельскохозяйственной техники необходимо ежегодно приобретать минимум 500 тракторов и 300 зерноуборочных комбайнов", - было написано на одном из слайдов, которые демонстрировали на совещании в минсельхозе. Данные, указанные на нем, свидетельствуют, что количество приобретаемых тракторов за последние пять лет постепенно снижалось после пика в 2011-м (655 единиц). Самое большое падение (на сотню единиц год к году) произошло в 2015-м. Сами местные аграрии прогнозировали нечто подобное на совещании в минсельхозе по итогам 2014 года, когда и начались "санкционные войны", а рубль упал вдвое по сравнению с валютами ЕС и США. Тогда фермеры и представители крупнейших хозяйств радовались успехам и выручке, но тревожились о том, смогут ли и дальше закупать импортную технику и запчасти к ней в ситуации, когда доллар и евро так сильно подорожали.
Впрочем, даже в последние пару лет, когда экономика страны по заявлениям первых лиц находится в официальном кризисе, агро-компании области продолжали модернизацию. Но общая численность парка машин в регионе в трехлетней перспективе сократилась. В 2014 году во всех хозяйствах области насчитывалось 18 830 тракторов, в 2016-м - 17 900. Та же ситуация с зерноуборочными комбайнами - 7 тысяч и 6 330 соответственно. И с кормоуборочными машинами - 260 и 220 штук.
Заграница нам поможет
Впрочем, техника - это лишь одна из актуальных тем для отрасли. Куда интереснее и печальнее, что в самом что ни на есть аграрном регионе саратовские фермеры и крупные хозяйства вынуждены зачастую сеять импортные семена. И это при том, что у нас действуют целых 7 учреждений, которые официально занимаются селекцией и семеноводством. Это "НИИ сельского хозяйства Юго-Востока" с двумя филиалами в Красном Куте и Ершове (которые работают как отдельные юридические лица), предприятия "Солянское", "Красавское", "Ершовское", Аркадакская сельскохозяйственная опытная станция и еще более 30 семеноводческих хозяйств. Кроме того, именно в Саратовской области работает единственный в России Институт сорго и кукурузы. Казалось бы, при таком количестве специализированных структур и миллиардах господдержки засилья импортных семян быть не должно. Но не тут-то было.
В декабре губернатор Валерий Радаев провел в СГАУ специальную встречу с представителями науки и сельхозпроизводителями. Главной темой обсуждения было именно семеноводство. "В Саратовской области мало наших собственных семян, многие ввозятся, в том числе из-за рубежа. Нужно использовать опыт других регионов, которые продвигаются свою семенную продукцию, в том числе и в Саратовскую область", - подчеркнул глава региона, открывая совещание. Участвовавшие в мероприятии представители компаний сообщили, что активно используют импортные семена вместо местных. Причем речь идет не о небольших фермерских семейных хозяйствах, но и о крупных производителях, в обработке у которых десятки и даже сотни тысяч гектаров земли.
В одной из таблиц, показанных в ходе мероприятия минсельхозом, были приведены следующие данные. В 2015 году менее 60 процентов полей под озимой пшеницей были засеяны сортами местной селекции. По озимой ржи ситуация была лучше - 88 процентов. В минувшем году на семена местной селекции пришлось три четверти площадей, занятых яровой пшеницей. Лучше всего ситуация с просом - так показатель составил 95 процентов. В производстве ячменя доля местных семян - две трети, подсолнечника - чуть более половины.
Губернатор и другие участники неоднократно выражали недоумение по поводу того, что саратовские институты уступают наш рынок иностранным компаниям. "Каждый год новые сорта у вас появляются, есть скороспелые и высокоурожайные. Почему вы не убеждаете сельхозпроизводителей покупать наши семена, если они могут конкурировать с импортными поставщиками? Импортные семена стоят немалых денег, а про ваши успехи никто не знает! Мы не можем мириться с тем, чтобы наши семена оказались невостребованными. Вы должны опережать наших конкурентов, именно так нужно ставить задачу. Иначе ни о каком импортозамещении не может идти и речи!", - возмущался губернатор. Разного рода объяснения и пояснения институты, разумеется, дали, но являются ли они гарантией перемен?
Кроме семян есть и другие проблемы. Несмотря на громкие лозунги, призывы и бодрые репортажи по центральным каналам о том, что импортозамещение практически наступило, в стране сохраняется критическая зависимость агропрома от импорта в таких направлениях, как корма, добавки, ветеринарные лекарства, средства диагностики, пестициды, агрохимикаты, оборудование и технологии для хранения и переработки. К примеру, долю импортных семян сахарной свеклы глава федерального минсельхоза Александр Ткачев в конце 2016-го оценивал в 70 процентов. А птицеводы, по данным СМИЮ ежегодно закупают 7 млн суточных цыплят и 400 млн инкубационных яиц.
Ешь хлеб, коли пирога нет
Казалось бы, рекордный урожай зерновых должен решить все проблемы страны по меньшей мере с хлебом. Но и тут не все так просто. В отраслевых изданиях можно встретить публикации о том, что представители мукомольной отрасли обеспокоены низким качеством зерна урожая-2016. Несмотря на большие объемы, в стране существует дефицит продовольственной пшеницы 3-го класса, необходимой для получения качественной хлебопекарной муки. По данным участников рынка за последние четыре года доля такой пшеницы в валовом сборе снизилась с 48,2% (в 2012-м) до 18% (данные на начало осени 2016 года).
Сократилось и производство хлеба в России, до уровня 2014 года. Снижение составило 2,6 процента. В Саратовской области, по данным Саратовстата, местные предприятия испекли в 2016 году продукции на 3,7 процента меньше, чем годом ранее.
Минувшей осенью на "Приволжском форуме по хлебопечению", который собрали в Саратове по случаю Года хлебороба, представители компаний и органов власти говорили о том, что на рынке хлеба усугубляются негативные факторы. В их числе были названы неустойчивый уровень цен на зерно, возврат продукции из торговых сетей, рост цен на непроизводимые в России препараты для пищевого производства, увеличение процентных ставок по кредитам. Загрузка хлебопекарных мощностей в Саратовской области, несмотря на конкуренцию в этой отрасли и усилия по импортозамещению составляет, по словам министра сельского хозяйства губернии Татьяны Кравцевой, всего 40 процентов.
Производство других видов еды тоже лихорадит от кризиса. Итоги работы перерабатывающей и пищевой промышленности за 10 месяцев по разным видам продовольствия, которые демонстрировали на слайдах в минсельхозе, показывали картину позитива. Однако в целом по году они не такие радужные. По данным Саратовстата в январе-декабре 2016 года в Саратовской области выросло производство мяса и субпродуктов (почти на 25 процентов к 2015-му году), плодоовощных консервов (на 8 процентов), минеральной воды (на 16 процентов) и крупы (на 17 процентов). Остальные виды продовольствия, которые учитывает ведомство, в минусе. В частности, выпуск муки, колбас снизился на 3-4 процента, цельномолочной продукции - более чем на 5 процентов, а сыров и творога - аж на 20 процентов.
После запрета польских и других яблок в Саратовской области взялись за возрождение садоводства. Но чтобы полностью заместить импортную продукцию, потребуются многие годы, если не десятилетия. Пока даже себя фруктами и ягодами губерния обеспечивает в лучшем случае на треть. Чтобы выйти на самообеспечение, нынешние площади саратовских садов необходимо удвоить.
За горизонтом планирования
Продовольственные санкции России и другие меры протекционизма пока помогают саратовскому агропрому жить и развиваться. Это явление положительное, но вряд ли удивительное. В конце концов, нам всем столько десятилетий рассказывали про "огромный потенциал" саратовского АПК, его возможности и резервы, что было бы стыдно не получить от ситуации местных выгод и прибылей.
Но теперь, когда понятно, что новые агротехнологии и господдержка действительно стимулируют местное производство сырья и готовой продукции, возникают другие вопросы. О том, как при солидных урожаях предприятия и компании могут оставаться доходными и прибыльными, не страдая от низких цен. Какие способы есть у них и у органов власти, чтобы весь спектр саратовской продукции был доступен населению региона не только на прилавках специализированных ярмарок и рынков, но и в сетевых магазинах. При этом пока никто не пытается обсудить дальнейшие сценарии в том случае, если "там" отменят свои санкции и России придется отменить свои. Что тогда будет с сельским хозяйством и пищевой промышленностью? Возвращение к прежней ситуации?
Фактором риска остаются и метеоусловия. У природы, как гласит известная песня, нет плохой погоды. Но для сельского хозяйства точно не "каждая погода – благодать". В 2016-м Саратовской области повезло и не исключено, что повезет в новом году. Руководитель регионального Гидрометцентра Михаил Болтухин на встрече губернатора с учеными и бизнесменами рассказал, что осенью на территории региона выпало осадков намного больше среднемноголетних значений (к примеру, в сентябре – 209 процентов от нормы). Поэтому и запасы влаги в почве накануне зимы намного превышали обычные показатели. Но как дело пойдет дальше, пока никто точно не знает. По словам Болтухина, март прогнозируется на 2 градуса теплее климатической нормы и существует вероятность "ранней весны". Пока погодный потенциал лучше прошлогоднего. Об этом же говорят и на федеральном уровне.
Саратовская область получила свой второй орден Ленина в ноябре 1970-го года за шесть миллионов тонн зерна, так что 4,4 миллиона - точно не предел. Какое влияние окажет еще один огромный урожай на спрос и цены? Пока остается лишь гадать, станет он благом или бедой.