Саратов может стать самым крупным городом России без аэропорта. Это произойдет в случае прекращения деятельности "Саратов Центральный" до открытия аэропорта "Гагарин" в Сабуровке. Компания "Саратовские авиалинии", которая обслуживает аэропорт, уже грозилась его возможным закрытием.
Среди столиц субъектов РФ аэропортов нет только в Туле, Орле, Великом Новгороде, Майкопе, Рязани, Севастополе, Черкесске и Биробиджане.
В Черкесске аэропорт отсутствует, так как все авиаперевозки осуществляются через аэропорт в Минеральных Водах. Нет аэропорта и в Биробиджане. Добраться до Еврейской автономной области можно только через авиаузлы соседних регионов или на поезде. Примечательно, что название Аэропорт носит село в Биробиджанском районе, но никакого отношения к авиаперелетам оно не имеет.
Аэропорт города федерального значения Севастополь "Бельбек" перестал функционировать с 2014 года, после присоединения Крыма к России.
В остальных пяти столицах регионов аэропорты были, но по тем или иным причинам их ликвидировали.
По численности населения Саратов занимает 17-е место в России. Среди городов с населением более 500 тысяч человек, которые являются региональными центрами, аэропорта нет в Рязани (численность населения на 300 тысяч меньше чем в Саратове — прим. ред.), которая находится недалеко от мощного московского авиаузла. До 1990-х годов аэропорт "Турлатово" был гражданской воздушной гаванью Рязани, но сейчас он используется для полётов малой авиации.
В Туле аэропорт "Клоково" существует и сейчас, но там базируются военные, а часть используется для гражданских вертолетов и сверхлегких самолетов. Как гражданский аэропорт "Клоково" перестал действовать из-за тяжелых экономических условий в начале 90-х, после распада СССР. Из реестра его окончательно исключили после списания и утилизации самолетов в 2001 году.
Схожая ситуация и с аэропортом в Великом Новгороде. После распада СССР упал сначала пассажиропоток, а затем в 1997 году прекратились регулярные рейсы. В 2005 году единственный оставшийся самолет Як-40 совершил свой последний полет. Через 6 лет его распилили на металлолом. Сейчас аэропорт не действует, а территорию хотят застроить.
В Майкопе аэропорт не эксплуатируется с 2009 года. В этом же году Росавиация вычеркнула его из перечня гражданских аэропортов. Недостатком аэропорта была грунтовая ВПП, поэтому он мог принимать турбореактивные самолеты класса Ил-18 только в сухую погоду.
В случае, если бы сейчас не строился аэропорт "Гагарин" в Сабуровке, Саратов мог бы повторить судьбу Орла. Там после ухода компании "Трансаэро", которая была базовым перевозчиком, орловский аэропорт стал приходить в упадок. Большинство самолетов было продано в частные руки. В 2007 году землю под аэропортом даже хотели отдать под жилищную застройку, но сделка признана незаконной. С 2010 года аэропорт не эксплуатируется и находится в законсервированном состоянии. В этом же году Росавиация исключила его из госреестра гражданских аэродромов России. Сейчас идея восстановления аэропорта в черте города уже не рассматривается.
Напомним, вчера в СМИ появилось письмо за подписью гендиректора "Саратовских авиалиний" Игоря Натыкана, в котором авиакомпании, работающие в аэропорту "Саратов Центральный", уведомлены о прекращении его работы с 31 мая.
Однако позже появилась информация, что с 1 июня аэропорт "Саратов Центральный" переходит на регламентный режим работы: с 8:00 до 13:00 и с 15:00 до 22:00, а все заявленные рейсы будут обслуживаться в установленном порядке. С 31 мая 2018 года аннулируется сертификат эксплуатанта АО "Саратовские авиалинии". Росавиация посчитала, что авиакомпания не отвечает требованиям по безопасности полетов и не способна выполнять перевозки без рисков и угроз для своих пассажиров.
Генеральная прокуратура РФ взяла на контроль ситуацию вокруг "Саратовских авиалиний" после заявления о возможном прекращении деятельности аэропорта "Саратов Центральный". По данному факту будет проведена проверка.