Из-за российского продовольственного эмбарго жители страны каждый год теряют 445 миллиардов рублей в ценах 2013 года и продолжают платить за введённые в 2014 году контрсанкции из своего кармана. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на результаты исследования экономистов РАНХиГС и Центра экономических и финансовых исследований и разработок.
Авторы исследования сравнили, как изменились цены на продукты из санкционного списка в 2018 году по сравнению с 2013 годом. Для этого использовались информация Росстата, Евромонитора и данные ООН.
По подсчётам экономистов, каждый гражданин России платит за контрсанкции 3000 рублей в год (или почти 5% минимальной потребительской корзины). 84% этих денег были перераспределены в пользу российских производителей, 3% — в пользу импортёров, предложивших более дорогую альтернативу запрещённым европейским продуктам, а 13% — чистые потери.
Совсем не удалось импортозамещение по фруктам, рыбе, сыру, продуктам мясопереработки (колбаса, сосиски и т. д.) и сгущенному молоку: эти продукты подорожали, а их потребление упало. Импортозамещение сливочного масла, молока и молочных продуктов произошло за счёт потребителей: цены выросли, уровень потребления остался прежним. В результате россияне каждый год теряют на подорожавшем молоке 62 миллиарда рублей, на сливочном масле — 60 миллиардов.
Удачным стало только импортозамещение птицы, свинины и помидоров — рост их внутреннего производства к 2018 году обеспечил падение цен ниже уровня 2013 года и увеличение потребления. Однако выигрыш в данном случае составил всего 75 миллиардов рублей в год.
Одна из причин неудачи политики продовольственного импортозамещения — замена более дешевых продуктов из Европы сравнительно дорогой едой из других стран (например, чилийский лосось вместо норвежского). Выиграла от этого прежде всего Белоруссия, получившая 78% санкционной «экспортной» прибавки. Аргентина получила 6%, Швейцария — 4%, Уругвай — 3%, Чили — 3%.
Авторы исследования пришли к выводу, что политика импортозамещения положительно сказалась на некоторых отраслях производства, одного этого оказалось недостаточно, чтобы замедлить рост цен.
Напомним, в 2014 году в связи с присоединением Крыма и конфликтом на юго-востоке Украины западные страны ввели против России санкции. В ответ РФ с 7 августа 2014 года ввела продуктовое эмбарго на товары из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады. 13 августа 2015 года в этот список также были включены присоединившиеся к антироссийским санкциям Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн, 1 января 2016 года — Украина. Ограничительные меры с тех пор неоднократно продлевались.
В действующий список запрещённых к ввозу в нашу страну продуктов входят продукция животноводства, мясо, пищевые субпродукты, колбасы, рыба и ракообразные, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты, соль. Список несколько раз корректировался. С 6 августа 2015 года продукты, которые пытаются ввести в Россию в обход санкций, уничтожаются на границе.
Обновлено в 17:50
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался комментировать исследование экономистов об ущербе от контрсанкций, объяснив это тем, что не знаком с деталями этих изысканий. При этом он отметил, что «Россия не была инициатором санкционного обмена» и продуктовое эмбарго является вынужденной мерой. Песков также уверен, что «нет худа без добра, есть определенные „плюсы“ и для импортозамещения, для развития национальных секторов экономики».