При существующих сегодня ограничениях ВВП России не способен расти быстрее 1,5-2% в год. Об этом говорится в обзоре РАНХиГС и Института Гайдара, которые участвуют в разработке экономических программ для президента и правительства.
Как полагают эксперты, несмотря на то, что экономика вышла из циклического спада, а мировые цены на нефть пошли вверх, без преодоления пяти ключевых рисков ускорения роста ждать не стоит. Первым из таких рисков является ситуация на рынке труда. Из-за падения курса рубля и роста инфляции в период кризиса доля зарплат в ВВП снижалась, однако сейчас ситуация стабилизировалась. Предприниматели больше не могут использовать этот позитивный эффект и экономить на зарплатах, направляя средства на инвестиции. В результате себестоимость продукции вновь начала расти.
Второй проблемой является рост инвестиций. По данным Росстата за январь-сентябрь 2017 года, инвестиции в российскую экономику выросли на 4,2% по сравнению с аналогичными показателями 2016 года, однако этот процесс сопровождается признаками, которые свидетельствуют о том, что инвестиции не растут, а падают. В частности, сокращаются корпоративные прибыли в ВВП, компании вновь перешли к накоплению средств на банковских счетах вместо того, чтобы их инвестировать.
Третье ограничение, по мнению экспертов, неопределённость относительно экономической политики нового правительства после президентских выборов. Кроме того, неопределённой является ситуация и с введением новых антироссийских санкций. 2 февраля агентство Bloomberg опубликовало доклад Минфина США Конгрессу, в котором рекомендуется не вводить санкции против российского госдолга (запрет на покупку облигаций федерального займа) из-за риска негативных последствий для глобальных рынков. Введение таких санкций было одним из основных рисков для российской экономики.
Четвёртым риском является "усиление конкуренции на мировых рынках сырьевых товаров", причем не только нефти и газа. Оно мешает увеличивать экспорт даже при росте цен на сырье. Пятое ограничение для роста экономики - исчерпание потенциала по увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции. Благодаря рекордным урожаям и завершению крупных инвестиционных проектов в отрасль, начатых ещё до 2014 года, экспорт сельхозпродукции стал важным фактором роста экономики. Однако количество новых инвестиционных проектов из-за кризиса сократилось, а рост урожайности замедляется без новых технологий.
Эксперты полагают, что сам факт принятия программы проведения структурных реформ может оказать позитивное влияние на экономику. При этом рост ВВП будет зависеть от конкретных шагов. Во-первых, предлагается увеличить производительные траты бюджета (в том числе на образование и здравоохранение) с нынешних 11% ВВП до среднеевропейских 13,5-14% и снизить непроизводительные расходы (на оборону, правоохранительные органы и госуправление). Во-вторых, активное разгосударствление экономики – по оценке ФАС, доля государства в ней достигает 70% - и рост конкуренции. В-третьих, необходима либерализация налогового и таможенного администрирования для внешнеэкономической деятельности.
Напомним, глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин на экономическом форуме в Давосе в январе заявил, что рост российской экономики на 3-3,5% в год начнётся через "пару лет". В официальном прогнозе ведомства заложен рост российской экономики на 2,2-3,1% в год.
В ходе интервью представителям пяти российских телеканалов 30 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что по итогам 2017 года рост ВВП России составит 2%. "Это не огромная цифра, но она соответствует приросту в экономики в развитых странах", - уточнил премьер. По его словам, перед властями стоит задача проведения структурных реформ, "если мы не хотим замерзнуть на 2%, а это было бы плохо".
Материалы по теме: