Продолжаем серию публикаций о том, как выживает саратовский бизнес в условиях мировой пандемии новой коронавирусной инфекции. Свои истории нам рассказали владелец хотдожной, когда еще только начали закрываться кафе и рестораны; совладелец клуба виртуальной реальности, которому теперь приходится играть по новым правилам; и пассажироперевозчик, чьи автобусы сегодня чаще возят воздух, чем людей. На этот раз поговорим о швейном производстве.
С чем пришлось столкнуться бизнесу по пошиву одежды, нам рассказали Олеся Гуськова и Юлия Худошина — соосновательницы бренда «Iznanka_wear». У девушек разный опыт в швейном деле. Гуськова некоторое время занималась производством медицинской формы по индивидуальным заказам, Худошина — несколько лет руководит ООО «Аврора», семейной компанией-производителем спортивной игровой формы. Так вышло, что запуск общего проекта совпал с началом «коронакризиса».
Даже состоятельные люди перестали покупать одежду
— Запуск нового бренда — а «Изнанкой» мы занимаемся с конца прошлого года — это само по себе непросто. Несмотря на уже накопленный в этом бизнесе опыт и имеющиеся производственные мощности, мы идем по пути проб и ошибок. Рынок одежды перенасыщен, удивлять потребителей все сложнее. И когда ты выходишь с продуктом, у которого есть своя философия, оказывается, очень сложно донести свой посыл до покупателя. Пока мы формулировали идею бренда, начался кризис.
В январе–феврале мы еще активно шили, продажи потихоньку росли, интерес к бренду тоже, а в марте стало понятно, что придется встать на паузу. Заказы остановились просто в ноль. Понятно, что это не только наша проблема. Соцопросы показывают, что сейчас даже среди состоятельных людей, у которых все в порядке с финансовой подушкой безопасности, спрос на одежду упал. 80% потребителей сейчас не покупают новую одежду.
Поэтому мы замерли. Используем это время, чтобы хорошо подумать, проанализировать и в результате дать бренду четкое узнаваемые черты. Мы как перед марафоном, набираем воздух в легкие, для того чтобы бежать на длинную дистанцию. Еще до карантина мы начали подготовку партии для отгрузки на один из крупнейших российских маркетплейсов. Посмотрим, какие там будут продажи.
В «Авроре», хорошо известной в спортивной среде, ситуация похожая. Сейчас прекращены все спортивные мероприятия, команды не тренируются, дети не занимаются, соревнования отменены. Поэтому новых заказов на мягкую экипировку, а мы в «Авроре» одеваем именно команды, не много. Все они — плод труда предыдущих месяцев. Несмотря на то, что работа есть, присутствуют сложности с закупкой материалов и отсрочками платежей со стороны заказчиков. Ситуация с финансированием везде непростая и требует времени. Это может грозить кассовыми разрывами, что негативным образом сказывается на любом бизнесе.
Чтобы прокормиться, продержаться, пережить
— О производстве масок не думали всерьез до последнего. Хотя запросы постоянно поступали, и мы сделали несколько пробных маленьких партий. Для магазина корейской косметики и для личных нужд знакомых. Потом стало ясно, что быстро ситуация с пандемией не разрешится и нужно под нее подстраиваться.
В то же время позвонил человек и предложил отшить 25 тысяч масок. Мы посчитали и подумали, а почему бы нет? Это загрузка на пару недель и довольно неплохие деньги (стоимость одной маски составляет 20-25 рублей, — прим. ред.). Мы очень даже прокормимся, если будем шить маски. Даже если не будет прибыли предприятию, это, по крайней мере, прокормит людей. И это сложное время можно пережить.
ООО «Аврора» — это микропредприятие. И по выручке, и по количеству сотрудников. У нас в общей сложности работает 13 человек. Конечно, можно все остановить, распустить людей. Но как потом восстанавливать? В нашем деле самое важное — это кадры, их золотые руки. Найти хороших швей сейчас очень сложно. По «Iznanka_wear» у нас был опыт сотрудничества и с другими швейными предприятиями и со швеями-надомницами. Так вот, на нашем собственном производстве работают лучшие специалисты. Убедились лично.
Но если мы сейчас остановимся, люди просто начнут искать другие варианты заработка. Это очевидно и нормально.
Мы пробовали работать удаленно. Отвозили готовый крой нашим швеям домой, почти у каждой же есть машинка. Швеи отшивали у себя дома, потом мы забирали готовые изделия. Производство масок организовать в таком режиме можно. Там не требуется какое-то сложное оборудование. Но шить одежду в таком режиме — нет. Нужно место для раскроя, нужно профессиональное оборудование для пошива и т. д. Поэтому, чтобы выполнить свои обязательства перед заказчиками придется выходить в цех. Пропуска для сотрудников мы уже получили.
В целом, нельзя сказать, что этот кризис нас подкосил. Ритм стал более размеренным — это да. Но нас спасает то, что мы обходимся без кредитов. И помещения, и оборудование у нас свои. В противном случае, все было бы гораздо хуже. Если бы пришлось еще аренду платить, мы бы не «вывезли».
Востребованный товар
— На маски однозначно есть спрос. Вордстат (сервис поисковой системы, позволяющий определить популярность поискового запроса, — прим. ред.) показывает 10 миллионов запросов. И если ситуация с вирусом продлится дольше, чем мы все ожидаем, то этот спрос будет стабилен. Пока мы можем совмещать основное направление и шить одежду параллельно с масками, халатами и шапочками из спандбонда (нетканый материал, применяется в производстве одноразовой одежды, в том числе и медицинской, — прим. ред.). А там, кто знает? Может быть, это производство станет одним из постоянных направлений в работе компании.
Речь идет не о медицинских масках, а о текстильных. Для производства медицинских масок нужно специального оборудование, сертификация. Мы этот вопрос изучаем, но пока исходим из тех возможностей, которые у нас есть.
Значительно снизился спрос и на индивидуальный пошив медицинской формы (параллельный проект Олеси Гуськовой, — прим. ред.). Дизайнерская спецодежда сейчас не в приоритете, но заказчики звонят, и мы продолжаем обсуждать будущие модели. Основными заказчиками нашей медицинской формы являются стоматологи и косметологи. Многим разрешили работать при наличии лицензии, но люди-то ходить к ним перестали.
Меньше слов, больше дела
— Чего хотелось бы от государства? В вопросе сохранения зарплат на время вынужденного простоя нагрузку было бы неплохо разделить. Было бы справедливо, если та же «минималка» людям, которым запретили работать, выплачивалась из бюджета. Или разрешили бы не платить налоги, например, за этот месяц простоя и сэкономленные таким способом деньги отдать людям — это была бы помощь.
Да, государство обещало помогать бизнесу, который больше всего пострадал от кризиса. А как это понять? Ну да, туристический бизнес, авиакомпании… Но послушайте, запретили же работать всем. В очереди в администрацию за пропусками для сотрудников были девчонки, которые буквально рыдали, уговаривая им эти разрешения выдать. Потому что, мол, непонятно от чего быстрее наступит конец — от вируса или от голода. Дети, ипотеки, другие кредиты — у всех же разные ситуации в жизни.
Хотелось бы конечно большего участия со стороны государства в плане действий, а не слов. А то какой вопрос ни возьми, всегда есть мелкий текст. Прошла информация в СМИ о снижении каких-то платежей для бизнеса, тут же из нашей, например, бухгалтерии летит «привет»: на нас это не распространяется.
Но вообще для швейного бизнеса и для нашего предприятия в частности самой большой проблемой являются кадры. Кризис здесь уже очень давно. Швей просто нет. Классные опытные швеи в большинстве своем люди пенсионного и предпенсионного возраста. Среди молодежи квалификация очень низкая. И что страшнее — полное нежелание учиться, развиваться в этой профессии.
Мы искали людей для «Iznanka_wear» в одном из оставшихся еще у нас в регионе учебных заведений, где учат швейному делу. Там и дизайнеры, и конструкторы, и закройщики. Пришли с намерением рассказать о себе, о производстве, о запуске нового бренда. Думали, может быть, студенты заинтересуются, захотят прийти на практику, может быть, работать останутся. Но интереса в их глазах не увидели. По общению со студентами поняли, что работать они в принципе не собираются. Кто-то планирует удачно выйти замуж, кто-то видит себя «дизайнером» и мечтает о подиумах. Шить самим? Нет такого в планах. Печально, конечно. Наверное, надо что-то с этим делать на глобальном, государственном уровне, показывать как это круто, рассказывать истории успеха. Нужно возрождать образование в этой отрасли и интерес к специальности. Иначе «швея» скоро станет редкой профессией.
- Коронавирус. Из столицы в регион продолжают ежедневно прибывать более 700 человек
- Председатель правительства Саратовской области предложил не обслуживать в магазинах посетителей без масок и пожаловался, что их никто не покупает
- Еще один населенный пункт закрывают на карантин. Самоизоляцию в регионе могут продлить
- В разгар пандемии на энгельсской турбазе «Камбоджа» 60 человек устроили вечеринку
- Назначена дата совещания о поэтапном выходе из режима ограничений, которое проведет президент России
- Стало известно, сколько саратовцев обследовали на вирус с начала пандемии