Когда я готовилась к написанию текста о саратовском лифтостроительном заводе, который сегодня носит имя «Саратовлифткомплект», то думала, что это будет разоблачение. Выведение на чистую воду сказочника-владельца, который пускает пыль в глаза окружающим, и в первую очередь властям, рассказами о стабильном и перспективном производстве, готовом в два счёта решить проблему региона с заменой лифтов в многоквартирных домах. Но ничего не вышло. Разоблачать оказалось нечего. Лифтостроительное дело в Саратове уже практически похоронено. Во второй раз. И никто этого не скрывает.
Сразу из нескольких источников ИА «Версия-Саратов» узнало, что ООО «Саратовлифткомплект» (СЛК) рискует повторить судьбу своего предшественника — Саратовского лифтостроительного завода (СЛЗ), банкротящегося с 2012 года. Саратовлифткомплект увязает в долгах перед арендодателями, поставщиками и рабочими.
В Арбитражном суде Саратовской области сейчас рассматривается иск о взыскании с СЛК 2,2 миллионов рублей в пользу Саратовского техникума промтехнологий за поставленный на завод металл. В мировом суде — иск владельцев станков, пожелавших забрать оборудование у арендатора — СЛК. Осведомленные лица рассказывают, что дела у Лифткомплекта совсем плохи — нет помещений, оборудования, людей, денег, заказов, репутации. Словом, ничего. Этакая «потемкинская деревня».
В то же время ООО «Саратовлифткомплект» упорно назначается региональными властями главным и основным претендентом на участие в программе по замене лифтов в многоэтажных жилых домах Саратова и области. Валерий Радаев, губернатор региона, пару лет назад посещая предприятие, наобещал ему поддержку. Грозя даже уволить министра промышленности, если для нужд области будут покупаться не саратовские лифты.
И пусть Максим Шихалов, в адрес которого летела тогда та губернаторская угроза, уже благополучно пересел из министерского кресла в кресло директора другого завода, а нынешнему министру промышленности — Андрею Куликову — грозит кое-что посерьёзнее увольнения, в отношении Саратовлифткомплекта власти, похоже, следуют именно тому «поддерживающему» направлению. Но не слишком.
Основатель Саратовлифткомплекта Владимир Голеня (справа) демонстрирует губернатору свою продукцию
В поддержку собственных
На всех правительственных или думских совещаниях (последнее было в облдуме в мае этого года), где ищется решение глобальной проблемы — замены лифтов в МКД до 2020 года — непременно присутствует Владимир Голеня, основатель Саратовлифткомплекта. И его непременно выпячивают в качестве потенциального исполнителя крупного, в 3,5 тысячи штук, регионального заказа на лифты. Голеня, в свою очередь, всех убеждает, что его завод с задачей справится быстро, но начинать нужно уже сейчас. Потому что мощности предприятия позволяют выпускать по 50 лифтов в месяц, т. е. по 600 в год. А значит, на закрытие потребности области в лифтах ему потребуется 5 лет.
Есть подозрение, что именно с целью загрузить саратовского производителя лифтов, правительство Саратовской области не стало принимать участие в действующих федеральных программах, субсидирующих замену лифтового оборудования в жилых высотках. Минстрою региона якобы не понравилось навязывание программой конкретных лифтопроизводителей. Хотя цена на лифты там была ниже, чем у СЛК: 1,5 миллиона рублей против 2 миллионов. Не прельстились в областном правительстве и субсидиями из федерального бюджета на замену лифтов, хотя своих средств у Саратовской области нет. И тех денег, которые люди уже почти исправно платят Фонду капитального ремонта, хватает только на пару десятков лифтов в год.
Областной депутат Леонид Писной придумал выход. То есть схему, по которой заказывать лифты у Саратовлифткомплекта и оплачивать их должны были бы сами собственники помещений в многоквартирных домах. Для этого, по замыслу депутата, им надо всего-то скинуться по 800-1000 рублей с квадратного метра. Дополнительно к тем взносам, что ежемесячно семьи платят за капремонт. То есть за стандартную 50-метровую «двушку» — 50 тысяч рублей на замену лифта в подъезде. Эта одиозная идея на сегодняшний день — единственная и безальтернативная. Других вариантов, по словам Писного, нет. И все же с ее воплощением в жизнь региональные власти не спешат. Программа по замене лифтов пока не принимается. Говорят, что в правительстве области ждут какого-то нового решения от федеральных властей.
Леонид Писной
Попытка, как пытка
ООО «Саратовлифткомплект» образовался в 2012 году. Практически одновременно с началом банкротства Саратовского лифтостроительного завода. Ему на замену. В процессе банкротства всё имущество СЛЗ было пущено с молотка и ушло в частные руки. Владимир Голеня, последний директор СЛЗ, будучи убежденным, что лифтостроение — перспективное направление бизнеса в России, предпринял, пожалуй, отчаянную попытку сохранить производство. Какую-то часть оборудования выкупил сам, остальное арендовал у новых владельцев. Большая часть производственных площадей СЛЗ была потеряна навсегда — здесь теперь СТО, станкоремонтные мастерские и прочие мелкие предприятия. Лифтостроительный профиль удалось сохранить только у пары цехов, арендованных у новых собственников. Рабочих пришлось набирать заново.
Сейчас все это кажется чистой воды авантюрой, но СЛК удалось несколько лет действительно быть производственным предприятием, а не просто казаться им. Еще два-три года назад СЛК поставлял лифты в Казахстан и в несколько российских регионов. Но всё довольно быстро закончилось.
Два цеха СЛЗ, в которых сегодня обосновался Саратовлифткомплект
Последняя отгрузка лифтов с Саратовлифткомплекта была в январе 2018 года. Оборудование поставлялось в Санкт-Петербург. А получить этот заказ СЛК удалось благодаря участию москвичей. Владимир Голеня, в поисках источников финансирования, продал треть своей компании московским предпринимателям и уступил им руководство своим заводом. Но сотрудничество не продлилось долго. В мае 2018 года москвичи вышли из состава учредителей ООО «СЛК». Что именно стало причиной расставания ни Владимир Голеня, ни Николай Пышкин — москвич, стоявший у руля СЛК всего три месяца, не комментируют. Пышкин заявил ИА «Версия-Саратов», что больше ничего не хочет слышать о саратовском заводе. Но если верить слухам, то речь может идти о сомнительном качестве саратовских лифтов и репутационных потерях, которые московские предприниматели понесли, связавшись с саратовскими лифостроителями.
— Нет, с инженерной точки зрения лифты СЛК, возможно даже лучше, чем те, что производились на Саратовском лифтостроительном заводе. — рассказал источник нашего издания, знакомый с ситуацией на предприятии. — Но устанавливать их, как рассказывают монтажники, невозможно. При поставках обнаруживался постоянный некомплект. Или приходили не те комплектующие, от других моделей лифтов. Требовалось время на их замену и исправление недочетов, всё это затягивало сроки сборки и установки лифтов. Наверное, мало кого устроит такой подход к работе, особенно в таких городах как Москва и Питер.
Административное здание бывшего лифтостроительного завода выставлено на продажу новым владельцем
Перспективно и обречено
Сам Владимир Голеня винит в своих бедах «государственную политику». В беседе с корреспондентом ИА «Версия-Саратов», он несколько раз подчеркнул, что государство не оказывает реальной поддержки бизнесу, а вся система госконтроля нацелена только на сбор денег с предприятий.
— Власть в стороне. Ничем не управляет. То есть, минпром не управляет промышленностью. Посмотрите по статистике сколько предприятий промышленных уже умерло. Это результат политики нашего государства по якобы поддержке наших предприятий. С трибун все говорят о поддержке бизнеса. А фактически он просто уничтожается, — говорит Голеня. — Тут вам и налоговая, и штрафы, и тому подобное. Никого не жалеют. Нет приоритетов. Нет реальной поддержки.
В то же время Голеня отказывается признать, что лифтостроение в Саратовской области обречено.
— В целом работы предстоит много, — уверен он. — Вот сейчас, по последним новостям, Минстрой РФ к 2020 году планирует увеличить замену лифтов в два раза. Выделяются деньги. А будет участвовать Саратовская область в этой программе или нет — посмотрим. Надежда есть, многие из областного правительства над этим работают.
Складская площадка СЛК
Дождется ли ООО «Саратовлифткомплект» своих заказов — большой вопрос. Сейчас на СЛК не производится ничего. Цеха, как убедился корреспондент ИА «Версия-Саратов», закрыты. По словам рабочих из соседствующих с СЛК организаций, ежедневно на лифтовом заводе можно увидеть только двух человек — Владимира Голеню и его сына Артёма, занимающего здесь должность директора. Других людей, которых от силы насчитывалось полтора десятка человек, на предприятии не видели уже несколько недель.
Владимир Голеня пытался убедить наше издание в том, что его компания сейчас сотрудничает с Краснодаром и Санкт-Петербургом. Но потом признался, что реальных заказов оттуда нет, а все сотрудничество — это переговоры о возможности получить заказ на несколько сотен лифтов: 200 — по Краснодару и 300 — по Спб.
— Я думаю, где-то в сентябре уже мы их сможем получить, — говорит Голеня. — Сейчас регионы зашевелились после чемпионата мира по футболу. А то все просто замерло — пока к нему готовились и во время ЧМ. А сейчас есть шевеление, начали тендеры потихоньку объявлять. Я думаю, что в сентябре они уже вот эти тендеры объявят.
При этом один заказ на 85 лифтов из Санкт-Петербурга, по словам Голеня, уже сорвался. Потому что ООО «Саратовлифткомплект» с его неустойчивым финансовым положением, выглядит для заказчиков ненадежным поставщиком.
— У меня на счету должно быть столько же денег, сколько стоит заказ. А у меня их нет. И ни банки, ни гарантийный фонд мне их не дают, потому что им нужно обеспечение займа, а у меня нет этого обеспечения, все в аренде, — объясняет Голеня.
Бывший цех лифтостроительного завода
Именно под этот тендер, как рассказывает основатель предприятия, ООО «СЛК» заказало техникуму промтехнологий «большое количество железа». Товар был поставлен на склады, но денег на то, чтобы расплатиться с техникумом у СЛК не оказалось. В виду отсутствия собственных оборотных средств и сорвавшегося заказа. Теперь техникум требует оплаты — 2,2 млн рублей — через суд.
Голеня не отрицает, что долгов у него накопилось «уже прилично» и перед поставщиками, и перед арендодателями, но продолжает надеяться, что сумеет выкрутиться: «Сейчас контракты пойдут и мы быстренько со всеми рассчитаемся».
В противном случае, если заказов все же не будет, лифтостроительное производство, по словам Голени, придется закрыть. А денег не найдётся и на покрытие долгов. Даже собственное имущество Владимира Голени — квартира, два автомобиля и катер — сейчас арестовано судом в качестве обеспечительной меры в деле о банкротстве Саратовского лифтостроительного завода. Экс-директор СЛЗ был привлечен к субсидиарной ответственности перед кредиторами. В марте текущего года суд постановил взыскать с Голени 79 миллионов рублей. И хотя в июне апелляционная инстанция снизила сумму взыскания до 30 миллионов, финансовое состояние основателя СЛК, как и самого предприятия, это не спасает.
— Лифтостроение — это очень перспективное направление на самом деле, — продолжает настаивать основатель Саратовлифткомплекта. — У нас сейчас потребность в замене 130 тысяч лифтов по стране. И на сегодняшний день существует дефицит лифтов. И по заводам, которые могут производить, и по людям, которые могут устанавливать. А в Саратове есть для этого база, которую надо развивать. Но нужна государственная поддержка. А без нее частный бизнес это просто не осилит.