Обанкротившийся Энгельсский локомотивный завод никто не захотел купить даже со скидкой

Обанкротившийся Энгельсский локомотивный завод никто не захотел купить даже со скидкой
© ИА «Версия-Саратов»

В Энгельсе не нашлось покупателей на обанкротившийся локомотивный завод, который так и не смог запустить серийное производство электровозов для вождения тяжеловесных грузовых поездов. Результаты очередных торгов были опубликованы вчера, 23 августа.

Энгельсский локомотивный завод был признан банкротом по решению Арбитражного суда Саратовской области в декабре 2020 года. В отношении должника введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден член ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» Александр Панин. Он и является организатором торгов.

Предприятие, как имущественный комплекс, продают одним лотом. Оно состоит из имущества, которое не является залогом, но оно составляет мизерный процент в общей массе. В основном на продажу собираются выставить имущество завода-банкрота, которое находится в залоге АО «ВЭБ-лизинг» и которое было передано в лизинг, но является собственностью АО «ВЭБ-лизинг». Производственный комплекс находится на проспекте Строителей, 78Б в Энгельсе.

Изначально земельные участки, цеха и оборудование выставляли за 4 млрд 194,69 млн рублей. Однако за такую цену желающих не нашлось. Поэтому последний раз завод выставили уже за 3,83 млрд рублей. Но торги снова провалились.

«В связи с тем, что не были представлены заявки на участие в торгах, организатором торгов принято решение о признании торгов несостоявшимися», — указано на портале «Федресурс». Если покупателей и дальше не будет, в итоге цена может упасть на 40% от изначальной.

Напомним, в начале февраля 2020 года Арбитражный суд города Москвы принял решение о взыскании с АО «ЭЛЗ» 9,44 млрд рублей в пользу АО «ВЭБ-Лизинг». Огромный долг необходимо вернуть по договору займа 2013 года. Долги предприятие собиралось возвращать после запуска серийного производства локомотивов, но этого так и не произошло. Уже 19 февраля АО «ВЭБ-Лизинг» подал иск о банкротстве. На момент признания завода банкротом его долги достигли 9,8 млрд рублей. Утрату платежеспособности в суде объяснили возникшими сложностями при выходе на отраслевой рынок и отсутствием возможности получения иных источников дохода.

В 2013 году «ВЭБ-Лизинг» открыл для энгельсского завода кредитную линию на сумму 6,4 млрд рублей для строительства предприятия по производству грузовых локомотивов. Двухсистемные локомотивы собирались по технической документации канадской фирмы Bombardier. Выпуск продукции планировалось начать в 2016 году. Однако спрос на товар оказался значительно ниже предложения, к тому же последовали международные санкции. Когда в 2017 году наступил срок возвращения кредита, локомотивный завод не смог его выплатить. Позже в правительстве заявили, что на момент начала строительства была иная рыночная конъюнктура, которая позволяла расчитывать на спрос. Но санкции и другие экономические осложнения «нарушили финансовую модель».

Энгельсский локомотивный завод был гордостью властей региона и бывшего губернатора Валерия Радаева. В начале 2016 года глава региона приезжал на завод, где вручал ключи сотрудникам от построенных 72 ведомственных квартир. Радаев отметил, локомотивный завод стал одним из главных достижений Саратовской области в 2015 году. «О новом локомотивном производстве уже знает вся страна, его продукцией интересуются железнодорожные компании ближнего зарубежья», — заявлял экс-губернатор.

Заводом управляла Первая локомотивная компания (ООО «ПЛК»). Она была создана в 2012 году в рамках совместного проекта российских инвесторов и крупнейшего мирового производителя железнодорожной техники — канадской компании Bombardier Transportation GmbH. Целью проекта стало создание двухсистемного грузового электровоза для вождения тяжеловесных грузовых поездов. В 2015 году было произведено 2 двухсекционных локомотива «Князь Владимир», они же, как потом оказалось, стали последними. Но макеты ломокотива продолжали показывать на выставках и праздниках в числе достижений промышленности вплоть до конца 2019 года.