Индекс потребительского доверия россиян — индикатор уровня оптимизма в отношении экономики — в конце 2018 года вплотную приблизился к историческому минимуму. Таковы результаты исследования компаний The Conference Board и Nielsen, сообщает «Коммерсантъ».
По итогам четвёртого квартала индекс опустился с 67 до 65 пунктов. Меньше он был только в 2016 году — 63 пункта. Это второе падение индекса подряд: в июле–сентябре прошлого года он снизился на 3 пункта.
Доля россиян, обеспокоенных ценами на еду, увеличилась за три месяца сразу на 12 процентных пунктов — до 35%, достигнув максимума с середины 2016 года. Большинство жителей России (55%) в конце прошлого года выбирали более дешёвые продукты. Кроме того, сократилась доля россиян, выделяющих деньги на новую одежду (с 36% до 32%) и развлечения вне дома (с 29% до 24%). Доля тех, у кого есть свободные деньги, снизилась с 81% до 77%. Позитивно оценивают перспективы на рынке труда только 18% россиян (в третьем квартале 2018 года их было 19%).
По итогам первого квартала 2019 года возможны новые антирекорды: рост цен в январе, как подсчитал Росстат, составил 5% в годовом выражении — последний раз такое было в начале 2017 года. Продовольственные товары подорожали на 5,5%, непродовольственные — на 4,5%. В декабре инфляция в годовом выражении составила только 4,3%.
Напомним, с 1 января в России вырос налог на добавленную стоимость (НДС) — с 18% до 20%. Предполагается, что это даст бюджету 634 млрд рублей дополнительных доходов в 2019 году, 678 млрд — в 2020 году, 728 млрд — в 2021 году. НДС не является прямым налогом для населения, однако фактически его оплачивают именно покупатели — он закладывается производителями в конечную цену товаров и услуг.
Эксперты полагают, что продукты в России в 2019 году подорожают в среднем на 5%. По прогнозу Центробанка, цены за год вырастут на 5-5,5%.