Падение потребительского спроса в России в ближайшие 6 месяцев затронет 90% товаров и услуг. Таковы результаты исследования холдинга «Ромир» и консалтинговой компании BCG.
По мнению аналитиков, россияне уже начали и продолжат экономить буквально на всём. Сильнее всего пострадает сфера развлечений и досуга: 43% опрошенных собираются сократить траты на кинотеатры, 39% — на рестораны, 41% — на спа-салоны, тематические парки и концерты. Кроме того, граждане хотят меньше тратить на подписки на видео-платформы (35%) и доставку продуктов (34%).
Россияне собираются покупать меньше алкоголя (28%), замороженных и консервированных продуктов (16%), бакалеи (15%) и детского питания (8%). На одежде и обуви будут экономить 19–37% респондентов в зависимости от категории, 34% — на мебели и предметах интерьера, 35–37% планируют снизить траты на электронику и бытовую технику.
Увеличивать траты граждане собираются на коммунальные услуги (23% ожидают рост расходов, а 8% — снижения), домашний интернет (11%), мобильную связь (13%), безрецептурные лекарства (16%) и свежие продукты (16%).
Большинство россиян (84%) считают, что экономическая ситуация в ближайшие месяцы ухудшится или останется прежней. 62% сказали, что чувствуют финансовую незащищенность или испытывают финансовые трудности.
Президент сети Baon (бренд одежды и обуви) Илья Ярошенко полагает, что чем дольше продлятся ограничения из-за распространения коронавируса, тем хуже будет непродуктовому ритейлу. «Двухмесячный карантин съедает последние запасы денег, люди уходят в долги, никакого настроения и возможности тратить нет», — сказал он «Ведомостям».
«Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию. Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг — естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис», — полагает президент «Ромира» Андрей Милёхин.
Восстановление спроса при умеренно оптимистичном сценарии может занять не меньше трёх лет.