В июне 2018 года на энгельсском ЗАО «Тролза» была проведена внеплановая проверка силами отдела Росстандарта в Саратовской области. По всей видимости, это могло стать причиной сложной финансовой ситуации на производстве.
Напомним, о проблемах крупного предприятия производящего троллейбусы рассказал на прошлой неделе губернатор Валерий Радаев. Он отметил, что работа «Тролзы» приостанавливается. Такое заявление Радаев сделал 27 февраля в ходе заседания итогового энгельсского актива.
На следующий день, 28 февраля 2019 года, представители министерства промышленности и энергетики Саратовской области распространили информацию о том, что ЗАО возобновляет деятельность и будет работать в штатном режиме. По данным чиновников, финансовые проблемы на предприятии наблюдались в конце прошлого и начале нынешнего годов, а некоторые сотрудники завода якобы были отправлены в вынужденный отпуск. При этом, в минпроме заявили, что причиной «непростой финансово-экономической ситуации» на производстве является сократившийся спрос на троллейбусы со стороны заказчиков-муниципалитетов.
Руководство ЗАО «Тролза» предпочло никак не комментировать заявления властей. Получить пояснения представителей предприятия нашему изданию пока не удалось. Между тем, мы обнаружили исковые заявления в отношении энгельсского троллейбусного завода, которые рассматриваются в настоящее время в Арбитражном суде Москвы. В общей сложности с ЗАО планируют взыскать почти 2 миллиарда рублей.
В частности, 763 миллиона рублей с «Тролзы» намерена взыскать крупнейшая государственная лизинговая компания ПАО «ГТЛК». Речь идет о неустойке по договору поставки товара. Это дает повод предположить, что проблемы у энгельсского ЗАО возникли не из-за сократившегося спроса на троллейбусы, а из-за неких сложностей с поставкой товара заказчикам.
Нам удалось обнаружить подтверждение такому предположению в картотеке арбитража. Не исключено, что предприятие лихорадит после того, как региональные представители Росстандарта решили провести там внеплановую проверку летом прошлого года. Итогом такого мероприятия стало вынесение предписания «о приостановлении реализации троллейбусов» от 9 июня 2018 года. Как удалось выяснить ИА «Версия-Саратов», это предписание действует до сих пор, то есть, уже на протяжении 9 месяцев.
Речь идет о троллейбусах модели ТРОЛЗА-5265.02 (одна из модификаций электробуса «Мегаполис»). Проверяющие установили, что положенные испытания на соответствие требованиям технического регламента эта модель, по документам, не проходила. Вместо нее «для проведения идентификации, технической экспертизы и проведения испытаний был представлен троллейбус пассажирский ТРОЛЗА-5265, дата выпуска — июль 2014 года» (по материалам арбитражного дела).
С августа прошлого года представители ЗАО «Тролза» пытались добиться отмены предписания о приостановлении реализации троллейбусов, но безуспешно. Арбитражный суд региона не стал признавать результат работы Росстандарта недействительным еще в ноябре 2018 года, а в середине февраля 2019 года такое решение было «засилено» апелляционной инстанцией.
Начальник отдела Росстандарта в Саратовской области Евгений Призов рассказал корреспонденту ИА «Версия-Саратов» о том, что выявленные его инспекцией нарушения в деятельности ЗАО «Тролза» «пока находятся в процессе устранения».
— У нас начинается повторная проверка. В течение недели мы установим — выполнили они указания или нет. Приостановка реализации продукции пока действует. Были формальные признаки — ту модель, на которую они оформляли одобрение типа транспортного средства, они провели по старым техническим условиям. Так-то фактически все подтверждения, конечно, проходила новая модель, но по документам получилось наоборот. Вот так вот. Чисто оформление они неправильно сделали. Я знаю, что они это устраняли, испытывали заново. Работы ведут. Параллельно они судились по поводу одного из предписаний. То, что касается устранения нарушений — они не оспаривали. А пытались через суд добиться отмены предписания о приостановке реализации продукции, посчитав это слишком жесткой мерой. Пока приостановка в силе. Дальше вопрос будет решаться после проведения повторной проверки, — поведал Призов в комментарии нашему изданию.
Отметим, что информация о возможных проблемах с поставкой электробусов производства ЗАО «Тролза» уже появилась на информационных порталах различных регионов России. Так, в конце февраля сразу несколько СМИ Курской области сообщили о том, что осенью 2018 года местные власти заключили муниципальный контракт на приобретение в лизинг пяти низкопольных троллейбусов с автономным ходом модели «Мегаполис». Однако, по данным сетевого издания «Курские известия», пока до региона добрался только один электробус. Он был поставлен 29 января 2019 года.
Также про «Тролзу» вспоминают в Омске, где в начале 2019 года планировали провести демонстрацию новой модели троллейбуса из Энгельса. «Однако обещанные электробусы не довезли до Омска. Сроки сдвинулись, и причина неизвестна», — сообщило ИА «СуперОмск» в феврале этого года.