Едва только случилась в Подмосковье жуткая трагедия с самолетом “АН-148”, еще только спасатели и другие службы прибыли на место катастрофы, еще даже речи не могло идти ни о каких результатах и выводах, как нежные саратовские эксперты из грильяжа и заварного крема начали гробить авиакомпанию “Саратовские авиалинии”. И рассказывать истории своих полетов, как сюжеты из фильма “Пункт назначения-15” или “Хостел: теперь в воздухе”. Бедолаги, столько терпят!
Впрочем, я понимаю хрупких натур: летать в целом страшно, и еще больше, если ты боишься летать. Если у тебя наличествует такая фобия. Может, в ней дело в значительной степени, а?!
Но обойдемся без ехидства и признаемся честно - в России все страшно: летать страшно, ездить страшно, ходить по улицам страшно. Особенно зимой. Особенно в Саратове. Нужно быть адекватным и четко понимать две вещи. Первую - глобальную, вторую - частную.
Первое: Россия - развивающаяся страна третьего мира. Без вариантов. Что бы там ни орали по телевизору существа, которые большую часть времени живут в других странах - тех, которые они с упоением поносят в эфирах. Мы бедняцкая страна. Никакая не процветающая, никакая не передовая, никакая не ведущая держава. Во всех рейтингах мы занимаем место ниже ватерлинии, мы барахтаемся и хватаем ртом воздух, чтобы крикнуть тем, кто на палубе: “Можем повторить!”
За последние четыре года мы стали еще беднее, и это уже бесспорно очевидный факт. Четыре года назад Россия наряду с нефтью и газом, закусив губу, решила экспортировать величие, а оно оказалось убыточным. Себестоимость величия превысила его рыночную цену, разница покрывается государством за счет россиян. Страна ухнула в депрессию и стагнацию. Величие было послано на три буквы, демонстрируемых в эти дни всему миру - OAR. Если кто забыл, расшифровывается как Олимпийские атлеты из России. У нас пилоты гражданских самолетов уезжают работать в Китай, и это огромная проблема. Потому что Китай развивается, а Россия - нет!
Во всех бедняцких, развивающихся странах третьего мира техногенные катастрофы с жертвами - явление более частотное, чем в передовых и развитых. Не бывает по-другому. Вы посмотрите статистику гибели россиян в ДТП, а лучше не надо - дурно станет. По статистике авиакатастроф - Россия печальный лидер. Иногда по годам мы можем уступать первое место США, но только потому, что там в целом авиапарк в десять раз больше. А кроме того огромное количество частных самолетиков и вертолетиков, где у дедушки Мэтью защемило в полете спину и он врезался с бабушкой Элизабет в гору.
Во всех бедняцких, развивающихся странах третьего мира у людей, как правило, иррациональное мышление, что проявляется в нигилизме по вопросам безопасности, регламента и протоколов. Люди замороченные. Смесь беспечности, фатализма и при этом убежденность в собственной избранности, вера в небесные силы, которые вынесут, не дадут сгинуть! А щепетильность - для нытиков, слабаков и западных белоручек. У нас при важнейшем космическом запуске разгонный блок сориентировали так, будто ракета стартовала с Байконура, а не с космодрома Восточный! Забыли! И спутники упали в океан.
Теперь ко второму. Наш Саратов - бедняцкий город в бедняцкой же стране. Не нищий, как дагестанские села, но типично убогий, как и все провинциальные российские города.
Вы какую авиакомпанию хотите здесь?! “Люфтганзу”? Или “Эмираты”?
Нет, этого не может быть. Мы не Франкфурт при схожей численности населения. И авиакомпания “Саратовские авиалинии” полностью соответствует Саратову и его аэропорту, построенному в советские годы.
Первый раз я прилетел в Саратов в 1991-м году на ЯК-42 из Тбилиси. Я помню, что тогда в полете раздавали электронные игрушки “Волк ловит яйца”, а в аэропорту было полно народу. Потом я летал из саратовского аэропорта аж только летом 2004-го, терминал не работал или был на ремонте, все сидели на улице под деревьями. К самолету пассажиров вез “ЗиЛ”, а к нему на железной штанге крытый прицеп-салон.
Затем летал в 2009-м, 11-м, 13-м, 15-м, 16-м, 17-м годах. Всего раз двадцать, наверное. И с каждым разом аэропорт становился лучше. Настолько, насколько мог. Там отремонтировали терминал, на регистрации появились мониторы, облагородили зоны ожидания, образовалась кафешечка, обновился парк самолетов. Электронные игрушки, правда, перестали стюардессы раздавать.
Билеты дорогие? Да. Но в том числе и потому, что мы бедные, не забываем об этом. А авиаперевозки — это вообще не для бедных. У "Победы" билеты дешевле, но я слыхал, что там чуть ли не берут дополнительные деньги за то, что смотришь в иллюминатор, так как в стоимость билета эта услуга не входит, нужно смотреть только прямо.
Самолеты "Саратовских авиалиний" кажутся несерьезными снаружи и сомнительными внутри? Да. “Эмбраер” не “Боинг 777” со встроенными в кресло мониторами и фильмами, но такой к нам и не сядет. Вернее, сядет. Но только один раз.
Сервис у компании не очень, в проблемных ситуациях, особенно в других аэропортах, нет оперативного решения? Да. Но компания маленькая, с ограниченным ресурсом.
Все об этом знают! И все хотят чего-то большего. Как слабоумные! Как слабоумные капризные принцессы! Мы хотим другие самолетики, мы хотим другие терминальчики, мы хотим другие аэропортики! Как в кино! Я тоже хочу. Но просить некого. Не к кому взывать. Когда мы видим разбитый участок дороги, старый трамвай, текущую трубу - то есть к кому взывать - к районной администрации, к депутатам, к мэрии. А в случае с небесным эшелоном - не к кому.
Вот сейчас продолжается стройка нового аэропорта в Сабуровке. Она должна была завершится весной прошлого года, чтобы с лета можно было уже летать. Но не получилось, бывает. Теперь в 2019 году обещают регулярные рейсы. Пусть так. Очень хорошо, это будет просто чудесно, что в Саратове, наконец, появится современный, пусть и не очень большой, аэропорт “Гагарин”.
Но важно понимать - аэропортом стройку называют поэтически, образно.
Пока то, что строится, прозаически и предметно называется “аэродром”. То есть территория и комплекс, способные принимать воздушные суда, если им захочется туда приземлиться или оттуда взлететь. Вот раньше там в поле нельзя было так делать, а теперь будет можно. Появился аэродром.
Какие компании изъявят желание летать в Саратов, какой будет сбор, во сколько обойдется обслуживание, какая будет цена билета - мы не знаем еще. Никто на данный момент не знает. Поинтересуйтесь, как идут дела в новом ростовском аэропорту "Платов", введенном в эксплуатацию в конце прошлого года. И это при том, что Ростов — реальный узловой пункт юга страны.
Случилась трагедия, Россия похоронила 71 человека в авиакатастрофе. Но какая бы трагедия ни была эмоционально опустошающая, это не повод хоронить авиакомпанию. При этом даже не зная истинных причин катастрофы.
Материал по теме: