Стучать надо

23 сентября 2016, 12:27
Стучать надо
Джемал Кавтарадзе
"Помню, что среди них были пустые листы. Я не понимал, что происходит, подписал несколько пустых листов. Также Горюнов постоянно требовал дать показания на Якупову"

История о сомнительных кредитах, которые выдавались несколькими банками в Саратове по подложным документам с 2012 по 2014 годы, все-таки дошла до суда. Организатором преступного сообщества называют человека, который уверяет, что не умеет читать и писать по-русски, а фигуранты заявляют о принуждении давать показания друг на друга.

Осенью 2016 года в Волжском районном суде Саратова должно начаться рассмотрение уголовного дела, возбужденного почти два с половиной года назад. На скамье подсудимых окажутся 12 человек, которые, с точки зрения следствия, являлись членами преступного сообщества. С 2012 по 2014 годы они якобы подыскивали людей, ведущих асоциальный образ жизни, и помогали им получать кредиты по подложным документам. Несколько человек по подсказке отвечали на телефонные звонки сотрудников банков и подтверждали сведения, указанные заемщиками. Возврата кредитных денег, разумеется, не предполагалось. Напомним, "Газета Наша Версия" писала об этом.

В качестве лидера преступного сообщества выдвигается фигура Джемала Кавтарадзе. Следователи считают, что именно он в 2012 году вовлек в дело 29-летнюю Татьяну Петрунину, менеджера по продажам одного из банков. К слову, уголовное дело в отношении нее было выделено в отдельное производство. В настоящее время она отбывает пятилетний срок заключения в колонии общего режима.

За два года от деятельности сообщества пострадали десять территориальных подразделений различных банков. Суммарный ущерб оценивается в более чем 24 миллиона рублей. Но потери измеряются не только деньгами. Из рядов управления экономической безопасности и противодействия коррупции регионального ГУ МВД России выбыл оперуполномоченный Сергей Алменов. Мигдят Мязитов — отец одной из фигурантов уголовного дела Эльвиры Якуповой (принимала заявки заемщиков в Сбербанке), в сентябре 2014 года сообщил в правоохранительные органы о том, что борец с коррупцией пытается поживиться за его счет. Сергей Алменов предложил изменить меру пресечения Якуповой на подписку о невыезде, а также добиться для нее условного срока по итогам рассмотрения уголовного дела. Свои услуги оперуполномоченный оценил в 2 миллиона рублей, однако оказать "помощь" он так и не смог. В марте 2016 года суд приговорил его к пяти годам колонии за покушение на мошенничество в особо крупном размере. В этом деле на скамье подсудимых мог оказаться коллега Сергея Алменова — Эльдар Сагитов. Однако тот добровольно отказался довести преступление до конца: история закончилась увольнением из органов и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Мигдят Мязитов заявлял и о других "помощниках" его дочери из числа силовых ведомств, но в итоге все они избежали уголовной ответственности.

Джемал Кавтарадзе — человек, которого следствие представляет в качестве организатора преступного сообщества. В беседе с корреспондентом ИА "Версия-Саратов" он пояснил, что не умеет читать и писать по-русски. Кавтарадзе рассказал о том, что вместе с Виктором Красновым,другим фигурантом уголовного дела, занимался междугородными автобусными перевозками. Осенью 2011 года Кавтарадзе познакомился с Татьяной Петруниной, когда она якобы предложила помощь в получении кредитов. В 2012 году он поспособствовал получению денег в банке таксисту Ивану С. "Я его привез, встретились с Петруниной в кафе "Жульен", Она объяснила, какие документы нужны для получения кредита. Я в этом ничего не понимал. Иван С. получил кредит и какую-то сумму передал для Петруниной. Потом другие водители получали кредиты, я привозил их к Петруниной", — рассказал он.

Джемал Кавтарадзе открыл офис, который использовался в качестве диспетчерской, пока автобус Саратов — Тбилиси не попал в аварию. "Петрунина сказала, что ей нужно помещение. Я ответил, что мы будем сдавать его. Давай, чтобы не переплачивать риелторам, отдам тебе ключи, будешь в конце месяца сама платить. Мы сидели вшестером в "Ташире". Она предложила моим сотрудницам подрабатывать, отвечая на звонки в том же офисе, и пояснила, что никакого криминала не будет", — вспоминает Кавтарадзе.

"Все равно там сидите. Какая разница? По подсказке будете отвечать, а по деньгам разберемся, — передала слова Петруниной Наталья Желтова, еще одна фигурантка уголовного дела. — Просто будут вам звонить, по подсказке отвечайте".

Криминал следователи все же нашли, Кавтарадзе задержали в апреле 2014 года. "Когда меня поместили в СИЗО № 1, ко мне почти каждый день приходил Алменов, иногда с ним был Сагитов. Алменов постоянно угрожал мне, требовал признать вину, что я организатор преступного сообщества. Что если я не соглашусь, то он обещал мне плохие условия содержания под стражей. А в случае согласия он обещал, что меня выпустят из СИЗО, а также дадут условный срок", — указано в протоколе опроса, который проводил адвокат Алексей Пархоменко при переводчике. В том же документе Кавтарадзе упоминал о том, как его убеждали дать показания против Эльвиры Якуповой, с которой он вовсе не был знаком.

В протоколе опроса фигурант уголовного дела рассказывает, как следователь ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области Виталий Горюнов приходил к нему в СИЗО: "Просил подписать какие-то документы, которые я не читал, переводчика не было. Помню, что среди них были пустые листы. Я не понимал, что происходит, подписал несколько пустых листов. Также Горюнов постоянно требовал дать показания на Якупову, говоря, что все равно ее достанут. Я всегда отказывался".

С "кредитной историей" связана одна из заемщиков Наталья Локтырева, которая получала деньги в Сбербанке. В настоящее время уголовное дело в отношении нее прекращено по амнистии, однако ей хорошо запомнился следователь Виталий Горюнов. В опросе, который проводил адвокат Алексей Пархоменко, она рассказала о четырех часах, проведенных в кабинете Горюнова: "Хочу сообщить, что когда проводилось следствие, меня допрашивал следователь Горюнов В.Ю., который мне сказал, что нужно изменить показания о том, что документы по кредиту у меня принимала не Юля, а Эльвира (Якупова — прим. ред.). При этом показывал мне ее фотографию. Я отказалась так говорить и настаивала, чтобы писал Юлию, так как я помнила девушку с черными волосами. Он меня спросил: может, мне Эльвира давала деньги по кредиту? Я сказала, что нет, выдавал кто-то другой. Тогда он взял протокол моего допроса и ушел. Через некоторое время он пришел, и я увидела, что у него красной ручкой исправлены мои показания. Я думаю, это ему поправляли его начальники".

"Так как я у него провела уже более четырех часов, я поняла, что это не закончится, я устала и согласилась подписать показания, что я не помню, кто принимал заявку. На самом деле я точно помню, что это была Юля с черными волосами", — подытожила она.

Можно было бы усомниться в правдивости рассказов об упорстве следователя Горюнова добыть "нужные" показания для материалов уголовного дела, если бы читатели "Газеты Наша Версия" не были знакомы с ним по еще 19 публикациям, посвященным делу Марины Шуляк. Напомним, Марина Александровна более двух лет подвергалась незаконному уголовному преследованию, после чего суд вынес в отношении нее оправдательный приговор. Виталий Горюнов входил в следственную группу, которая собирала доказательства для того, чтобы посадить в тюрьму невиновного человека. Годы издевательств суд оценил сначала в 120 тысяч рублей (по 130 рублей за каждый день пыток незаконным преследованием), которые было положено выплатить Марине Шуляк в качестве компенсации. В декабре 2015 года коллегия Саратовского областного суда, рассмотрев апелляционную жалобу, увеличила эту сумму до 300 тысяч рублей.

Отметим, что уголовное дело о подозрительных кредитах дошло до суда не с первого раза. В 2016 году прокуратура вернула следователям дело для дополнительного расследования. Представители надзорного ведомства указали на то, что эпизод по одной из заемщиц вменен в вину Эльвире Якуповой незаконно.

За последние несколько месяцев Эльвира Якупова, ее отец Мигдят Мязитов и адвокат направили в ГУ МВД по Саратовской области, прокуратуру и региональное управление следственного комитета массу жалоб на нарушения со стороны силовиков. По некоторым из них даже проводились проверки, однако факты злоупотреблений, как ни странно, не нашли своего подтверждения. Сейчас у обвиняемых остается надежда лишь на справедливое рассмотрение уголовного дела в суде. "Газета Наша Версия" продолжит следить за развитием событий.

P. S.

Когда верстался номер, отец фигурантки Эльвиры Якуповой Мигдят Мязитов сообщил о том, что побывал на личном приеме в администрации президента РФ. "Я представил свое заявление о коррупции в Саратовском МВД и о фальсификации уголовного дела. Также я подал заявления об этом в два весомых силовых ведомства. Я не успокоюсь ни под каким предлогом", — заявил он. Оттуда ему пришел ответ, в котором указано, что обращение рассмотрено и направлено в МВД РФ, а также в прокуратуру Саратовской области.