На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что объемы производства в агропромышленном комплексе "превосходят все ожидания". Действительно, в этом году в стране собран рекордный урожай зерновых. В Саратовской области, по словам губернатора Валерия Радаева, урожай зерна приближается к отметке в 6 миллионов тонн. В ноябре 1970-го года регион получил за такой же результат высшую награду СССР - Орден Ленина. Но одним хлебом питаться мало кто готов. А производство мяса и молочной продукции в Саратовской области за последнюю пятилетку снизилось. При этом цифры официальной статистики показывают, что в меню саратовцев прежнее разнообразие еды все активнее заменяют картошка и хлеб - буквально как в "лихие 90-е".
После введения продовольственных санкций чиновники обещали, что свободные от гнета импорта производители России в скором времени буквально завалят россиян продуктами питания. Замещение привозной еды отечественной продукцией по многим категориям действительно произошло. Но ослабевший вдвое рубль и резкое падение доходов граждан из-за кризиса подорвали блестящие планы правящей партии и правительства. Люди стали не только экономить на еде, выбирая более дешевые продукты, но и попросту меньше покупать.
При анализе официальной статистики возникает ощущение, что приукрашивание властью ситуации уже превращается в действительно серьезную проблему. Саратовские реалии, по крайней мере, свидетельствуют в пользу этого предположения.
Баланс апатии
На днях Саратовстат обнародовал показатели по производству и потреблению разных видов продовольствия в Саратовской области за последние 5 лет, с 2012-го по 2016-й годы, - "баланс ресурсов и использования" мяса, яиц, картофеля, молока, зерна и т.п. Местные чиновники все последние годы на всевозможных мероприятиях активно создавали картину огромных успехов и всяческого процветания. При ознакомлении с цифрами Саратовстата возникает ощущение, что картина чиновничьих отчетов и реальная действительность — два параллельных мира, которые редко пересекаются. Производство многих видов продовольствия устойчиво снижается. А граждане сокращают потребление нормальной еды такими темпами, что на ум приходит словосочетание "обвальное падение".
Обратимся к конкретным примерам. Россия ввела санкции против импортной еды в 2014-м году. Тогда же все заинтересованные лица начали бурно обсуждать тему господдержки промышленного садоводства. В 2015-м сбор плодов и ягод в целом по Саратовской области вырос по сравнению с 2014-м сразу на 5 тысяч тонн, а в прошлом году на такой же объем почему-то сократился.
Итог за пять лет: 81,7 тысяч тонн собранных всего по области плодов и ягод в 2012 году и 81,8 тысяч тонн - в 2016-м. Прирост, по сути, нулевой. Но показательно то, что он произошел на фоне не только громких разговоров о необходимости тотального импортозамещения в сфере продовольствия (что не всегда, кстати, возможно), но и бюджетной помощи тем, кто занимается промышленным садоводством.
© пресс-служба губернатора Саратовской области
Производство зерна в Саратовской области значительно колеблется в зависимости от погодных условий. Урожай этого года, по официальным заявлениям, может составить 6 миллионов тонн. Это почти втрое (!) больше, чем, к примеру, в 2012-м или 2015-м, когда природа была настроена против местных производителей.
Но здесь неприятность состоит в том, что под звуки бодрых докладов "производственное потребление" зерна в регионе не только не растет, но даже снижается. В 2012-м году его объем составил 903 тысяч тонн, в 2014-м — 720 тысяч, а в 2016-м — 656 тысяч.
Сокращение идет по всем категориям. В частности, на семена потратили полмиллиона тонн пять лет назад и 363 тысячи тонн в прошлом году. Объем расходов на корм скоту и птице снизился за пять лет в полтора раза. В муку, крупу, комбикорма и на другие цели 5 лет назад было переработано 638 тысяч тонн, а в 2016-м — 585 тысяч.
Экспорт зерна из Саратовской области скачкообразно растет и снижается в зависимости от общего объема сборов, что логично. При этом личное потребление практически не меняется, а производственное, как уже говорилось выше, снижается. Все это заставляет предположить, что выпуск готовой продукции из местного зерна за пятилетку в основном сокращался. То есть, зерно становится для Саратовской области еще одним видом экспортируемого сырья, подобно нефти и газу для страны.
Невкусная действительность
Производство яиц в регионе за последние пять лет в основном растет и достигло рекордной отметки в один миллиард штук в 2015-м. Вывоз за пределы области за пятилетку вырос почти вдвое. Спрос со стороны населения за последние годы изменился незначительно. Так, в прошлом году, по сравнению с 2015-м, он даже уменьшился.
© пресс-служба губернатора Саратовской области
Производство мяса и мясопродуктов за пять лет сократилось со 147 тысяч тонн в 2012-м до 123-х тысяч в 2016-м. Тенденция четкая и устойчивая. Потребление мяса населением Саратовской области тоже падает.
Ситуация с молоком в Саратовской области за последние пять летупорно не лезет ни в какие ворота успехов, о которых жителям региона чиновники так часто и старательно рассказывают через СМИ. Производство молока снизилось с 964 тысяч тонн в 2012-м до 707 тысяч в прошлом году. Правда, вырос "ввоз, включая импорт". И это тоже странно соотносится с "вектором развития" и импортозамещения, которыми население потчует власть.
Использование молока в производстве при этом также падает. И еще хуже, что "санкции назло врагу" очень сильно ударили по потреблению молочных продуктов жителями области. Спрос в 2012 году - 774 тысячи тонн, в 2016-м — 574тысячи. В пределах этих двух цифр продажи молока населению региона рисуют четкую траекторию спада.
"Луч света в темном царстве" - это производство и потребление овощей. Здесь рост, к счастью, имеется. Хотя в прошлом году, в частности, под шумные радостные разговоры про импортозамещение умудрились произвести овощей даже меньше, чем в 2015-м. Ввоз падает, вывоз растет (в прошлом году по сравнению с 2012-м — вдвое). Спрос со стороны населения увеличивается: с 256 тысяч тонн пять лет назад до 267 тысяч в прошлом году. Один из показательных примеров — картофель: его производство нарастает, и потребление населением — тоже.
Еда в депрессии
Унылую картину создает и такая группа показателей, как потребление основных продуктов питания по Саратовской области на душу населения в год. По этим данным видно, что с мясом в меню жителей нашего региона все как-то очень печально уже несколько лет подряд. В 2011 и 2012 году средний житель региона потреблял в год 68 килограммов мяса, в 2013-м — 64, в 2014-м — 61, в 2015-м и 2016-м — 57.
Итого — снижение более чем на десять килограммов за пятилетку.
Еще более плачевной представляется саратовская ситуация, если сравнить ее с показателем потребления в среднем по России.
И совсем уж слезы, если взглянуть на график потребления мяса на душу населения в Саратовской области за последние 26 лет - с 1990-го года.
Он показывает, что в 2016-м мы откатились на уровне 10-летней давности - 2007 года. Причем даже в лучшие последние годы - 2011-й и 2012-й - потребление было ниже, чем в 1990-м, когда показатель на человека составлял 82 килограмма. И даже в "лихие", как их любят называть в телепропаганде, 1993-й и 1995-й по официальным данным в Саратовской области средний житель потреблял мяса в год всего лишь на 1 килограмм меньше, чем в современной капиталистической России.
Такая же печальная картина по молоку и молочным продуктам в нашем регионе: 2012 год — 309 килограмм на человека, 2013-й — 284, 2014-й — 263, 2015-й — 247, 2016-й - 231.
Кстати, интересно, что потребление молочных продуктов в Саратовской области в последние годы в основном было намного выше, чем в среднем по стране. Но в прошлом году показатели региона просели ниже среднероссийской отметки.
Итого: минус 78 килограммов всего за несколько лет, на фоне бесконечных программ по ТВ о пользе молока и росте ассортимента в магазинах.
В ретроспективе последних 26 лет ситуация оказывается еще хуже: уже два года средний житель Саратовской области употребляет молока меньше, чем когда-либо за четверть века. Даже в самые тяжелые 1990-е показатели были выше.
Из официальных данных просится вывод о том, что саратовцы "добирают" рацион овощами. Показатель их потребления вырос за пятилетку с 2011-го по 2015-й на 15 килограммов в год на душу населения.
Так, спрос на картофель в расчете на одного жителя губернии в год поднялся с 90 килограммов в 2012-м до почти 100 килограммов в прошлом году. Центнер на жителя в год - это фактически цифра 20-летней давности, 1997 года. Больше в Саратовской области ели картошки только в 1994-1995-м и 2004-м годах.
Наверное, поклонники здорового образа жизни порадуются такой динамике. Но в нашем климате питаться овощами вместо мяса готовы точно не все.
Еще одна гипотеза, которую можно предположить, глядя на такие депрессивные цифры потребления еды жителями области, - это дальнейшее перемещение продовольствия в "серую" и "черную" зоны экономики. С одной стороны, падение доходов граждан действительно заставляет их экономить на еде. С другой стороны, по данным Росстата, в первом квартале этого года 13,4 млн россиян, или 18,7% от общего числа занятых, работали в теневом секторе. Среди мужчин неформально трудятся 20,2%, среди женщин — 17,2%. Очевидно, что часть производства и продаж еды в стране тоже находится вне легального поля. Вопрос в том, представляет ли хоть кто-то реальные цифры в этом секторе.
Затяните ваши пояса
Россияне устали экономить, свидетельствуют эксперты, опираясь на данные за этот год. Статистика в последние месяцы фиксирует всплеск потребления гражданами, в том числе, в кредит. Оборот розничной торговли непрерывно растет с марта.
В сочетании с другими показателями это позволило экономистам начать говорить о том, что кризис все-таки заканчивается и начинается восстановительный рост. Но финансовые возможности понемногу увеличиваются только у работающих. У среднего же гражданина реальные располагаемые доходы (то есть, доходы за вычетом обязательных платежей и скорректированные на инфляцию) падают четвертый год (!) подряд.
Как мы уже писали ранее, из-за кризиса выросло не только количество товаров, по которым люди постоянно "мониторят" цены. Увеличилось и число сетей, чьи магазины теперь посещают наши сограждане, чтобы собрать максимум промо-предложений. Раньше таких сетей в среднем было две, теперь — три и больше. То есть, люди тратят огромное время, чтобы купить еду по самой низкой цене.
Те, кто мог, начали переходить из привычных ранее магазинов и сетей в более дешевые. А те, кто уже перешел ниже некуда, стали ограничивать траты, приобретая продукты по максимально низким ценам. Понятно, что следующий этап в этой депрессивной схеме, если денег совсем не хватает, - еще меньше покупать еды. Приведенные выше данные показывают, что для многих саратовских потребителей такое поведение, видимо, уже реальность.
Если потребители меньше покупают, то и пищевая промышленность вынуждена сокращать производство еды. Подтверждением того, что эта схема в Саратовской области действует, можно считать данные Саратовстата по промышленному производству в регионе за девять месяцев 2017 года.
Соотношение объемов выпуска конкретных продуктов питания в январе-сентябре-2017 к январю-сентябрю-2016 (в процентах) выглядит не слишком оптимистично. По свинине прирост, причем сразу на 69 процентов, по мясу крупного рогатого скота— минус 11 процентов. Производство колбас, сливочного масла и молока не слишком критично, но просело. Выпуск сыра, продуктов сырных и творога — минус 20 процентов, консервированных в банках овощей и грибов — минус 32 процента.
© пресс-служба губернатора Саратовской области
Даже резко подешевевший в последние месяцы в России сахар не помог нарастить местное производство тортов и пирожных. Увеличение по сравнению с прошлым годом — 0,2 процента. Зато выросло производство муки и крупы. Это косвенно подтверждает догадки о том, чем именно население добирает калории.
Упадок выпуска еды по некоторым направлениям в Саратовской области, по идее, должен быть болезненной проблемой для руководителей региона. Хотя бы потому, что в целом по стране за 9 месяцев 2017 года производство почти всех основных видов продовольствия — мяса, колбас, рыбы, сыров, сливочного и подсолнечного масла и т.п. - увеличилось. При этом выпуск пшеничной и пшенично-ржаной муки и хлебобулочных изделий снизился. Это заставляет предположить, что страна в целом снова переключается с хлеба и овощей на мясо и другую "содержательную", назовем это так, еду.
Ну, а саратовцам остается вспоминать легендарный совет Дмитрия Медведева и "держаться" дальше. Загвоздка в том, что в период трудных и голодных 1990-х годов большинство граждан страны искренне надеялись на будущий рост благосостояния в связи с капиталистическими реформами. В последние годы стало понятно, что капитализм в России построили какой-то особенный и своеобразный, не для всех. А потому и надеяться многим уже, по большому счету, не на что.