Пепел перемен

Пепел перемен
Судебное заседание по делу поджога Сенного рынка
Речь идет о видеозаписи с камер наружного наблюдения охраны рынка, на которой зафиксировано происшествие. В отличие от той записи, которая имеется в материалах дела, эта — более полная, не прошедшая никакой технической обработки

В ноябре 2014 года руководство городской полиции отчиталось о раскрытии громкого преступления. Ребята в погонах задержали предполагаемую поджигательницу Центрального колхозного рынка, в народе именуемого "Сенной". Теперь, похоже, дело за малым — посадить пойманную женщину, которая успела публично раскаяться в содеянном. Правда, выполнению этого плана может помешать самая малость — нестыковки в показаниях задержанной, а также факты, противоречащие обвинительному заключению.

Напомним, огонь уничтожил рынок вечером 21 февраля 2014 года. К счастью, обошлось без человеческих жертв, однако предпринимателям был нанесен значительный материальный ущерб, оцениваемый в сотни миллионов рублей. Позже здание реконструировали, и в конце декабря прошлого года для покупателей открылся первый этаж "Сенного".

Дело о поджоге рассматривается в Кировском районном суде Саратова уже более месяца. На скамье подсудимых, в так называемом аквариуме (стеклянной клетке), находится Рафида Минигалеева. Ее приводят в зал заседаний под конвоем. Во время процесса женщина в основном молчит, пряча лицо от журналистов.

Государственное обвинение в суде поддерживает старший помощник прокурора Саратова Андрей Склемин. Арестованную Минигалееву защищает адвокат Рифат Богданов. Со стороны потерпевших — представитель наиболее пострадавшей от пожара компании ООО "Центральный рынок" адвокат Игорь Дозоров. Также процесс по делу посещает адвокат магазина "Океан", поскольку владельцы этого торгового объекта, примыкающего к рынку по всей длине "Сенного" со стороны улицы Танкистов, также признаны потерпевшими. Председательствующий судья — Жанна Гришина.

Океан сомнений

Когда в конце прошлого года впервые стало известно о том, что полиция подозревает в совершении поджога "Сенного" бывшую работницу рынка 52-летнюю уроженку Республики Таджикистан Рафиду Минигалееву, наше издание задало несколько вопросов следствию. Касались они в основном нестыковок в частично озвученных показаниях задержанной. 

Как мы и опасались, дело в итоге было передано в суд, по всей видимости, без поиска ответов на эти вопросы. Теперь непонятно, какой мотив в действиях Рафиды будет установлен представителями государственного обвинения. Сама Минигалеева, напомним, заявляла, что решила покончить с собой из-за финансовых трудностей путем самосожжения. А вместо этого облила бензином и подожгла собственное рабочее место — палатку, расположенную недалеко от здания рынка, возле входа в магазин "Океан".

Уже в ходе рассмотрения дела в суде появились свидетели, которые указывали, что очаг возгорания мог находиться вовсе не в палатке обвиняемой, а в магазине "Океан". Такое предположение высказал и один из допрошенных охранников, а также индивидуальный предприниматель, присутствовавшие в день пожара на месте происшествия. 

Причем о пробелах в обвинительном заключении говорит не только этот факт. Есть и другие доказательства, в том числе документальные, указывающие на то, что огонь стал распространяться вовсе не из палатки Минигалеевой. Так, в суде уже оглашалось заключение эксперта Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Саратовской области, в котором утверждается, что очагом пожара является площадь внутри первого к югу от входа в "Океан" торгового лотка, тогда как Минигалеева якобы совершила поджог в своей — второй от входа в магазин — палатке. Естественно, это порождает большие сомнения в обоснованности обвинения предъявленного задержанной.

Синдром Солодилова

Вообще, то, что происходит сейчас в Кировском районном суде по делу о поджоге "Сенного", очень напоминает историю, связанную с покушением на депутата Саратовской городской думы Владислава Малышева. Помните, тогда следствие пыталось доказать, что в 2010 году с ножом на потерпевшего набросился Сергей Солодилов, а сам Малышев уверял, что убить его пытался совсем другой человек. Мол, полицейские взяли какого-то наркомана, первого попавшегося кандидата из своего списка неблагонадежных людей, и решили отчитаться о раскрытии дела... Депутат даже нанял адвоката для "нападавшего", дело прогремело на всю страну, и в итоге Солодилов был оправдан

Так вот процесс по поджогу Центрального колхозного рынка проходит в похожем ключе. На протяжении двух последних заседаний адвокат потерпевшей стороны Игорь Дозоров вместе с защитником Рафиды Минигалеевой пытался приобщить к материалам дела доказательства, которые, по его мнению, могут свидетельствовать о том, что очаг возгорания находился вовсе не в торговой палатке подсудимой, а в магазине "Океан".

Речь идет о видеозаписи с камер наружного наблюдения охраны рынка, на которой зафиксировано происшествие. В отличие от той записи, которая имеется в материалах дела, эта — более полная, не прошедшая никакой технической обработки. Более того, происходящее на ней запечатлено с привязкой к точному времени, установленному программой для камер видеонаблюдения.

25 февраля представитель ООО "Центральный рынок" заявил соответствующее ходатайство о приобщении записи, однако гособвинитель Андрей Склемин выступил против этого. Старший помощник прокурора города объяснил свою позицию тем, что, на его взгляд, для рассмотрения дела достаточно и той записи, которая была предоставлена в распоряжение следователей. Мол, свидетели уже достоверно рассказали, как и откуда распространялся огонь, а видео, которое просит приобщить к материалам дела сторона потерпевшего, взялось неизвестно откуда.

В свою очередь Игорь Дозоров настаивал на том, чтобы суд имел возможность увидеть исходный вариант записи (10-минутный ролик), а не тот отрывок, который был создан правоохранительными органами после изъятия видео у службы охраны "Сенного" на следующий день после пожара — 22 февраля 2014 года. Он обосновывал свою позицию тем, что стражи правопорядка изменили формат записи и ее размер, в связи с чем могли быть упущены важные для следствия моменты.

Тем не менее судья Жанна Гришина решила не удовлетворять ходатайство, заявленное адвокатом Дозоровым. На следующем заседании, которое прошло 2 марта, с аналогичным заявлением выступил уже Рифат Богданов. Он сделал запрос в фирму, которая занималась охраной торгового объекта, и получил на руки диск с записью, которую и попытался приобщить к материалам дела.

На сей раз в суд был вызван директор охранной организации, который подтвердил подлинность представленной записи, чтобы у сторон не возникало вопросов о природе ее происхождения. Однако гособвинитель снова заявил об отсутствии необходимости приобщать исходное видео к материалам дела, отметив, что все записи изымались правоохранительными органами. Соответственно против выступил и представитель магазина "Океан".

Игорь Дозоров еще раз обратил внимание суда на то, что на данный момент в деле имеется лишь одна обрезанная видеозапись в искаженном формате, которую в дальнейшем можно признать недопустимым доказательством. Тем не менее судья посчитала, что в удовлетворении ходатайства Рифата Богданова следует отказать "ввиду нецелесообразности".

Рафида заговорит?

Таким образом, и представители ООО "Центральный рынок", пострадавшие от пожара, и защитник обвиняемой Минигалеевой занимаются, по сути, одним и тем же делом — пытаются добиться полного и объективного рассмотрения всех имеющихся доказательств. Чем все это закончится, пока неясно. Ведь при задержании Рафида успела сознаться в том, что якобы неудачно пыталась покончить жизнь самоубийством, в ходе первого заседания по делу она частично признала свою вину, а после и вовсе стала прикрываться статьей 51 Конституции Российской Федерации, воспользовавшись правом не свидетельствовать против самой себя.

Между тем в ходе процесса 17 февраля Минигалеева заявила, что не узнает себя на видео с места происшествия, где запечатлен человек, выходящий из ее палатки перед возникновением пожара. Теперь же адвокат Рафиды и вовсе начал настаивать на том, что пожар мог начаться не в ее торговом объекте. Значит ли это, что в ближайшее время обвиняемая сделает некое заявление по поводу произошедшего?

Следующее заседание по делу назначено на 6 марта. Не исключено, что в этот день начнется допрос Рафиды Минигалеевой. Мы продолжим следить за развитием событий.