Что делают представители власти, когда их подчиненные вдруг оказываются несговорчивыми правдорубами? Если, например, люди не согласны подвергать жизни детей страшной опасности? Или просто говорят то, о чем в окружении руководителя принято помалкивать? Как показал прошедший месяц, некоторые высокопоставленные чиновники предпочитают избавляться от таких неугодных. Все по формуле: нет человека — нет проблемы.
Пока "Газета Наша Версия" пребывала в отпуске, информационное агентство "Версия-Саратов" продолжало следить за событиями, происходящими в регионе. На некоторые публикации, размещенные на сайте, следовала молниеносная реакция. Вот два наиболее интересных, на наш взгляд, примера. Их объединяет одно — способ, которым ответственные лица решили избежать чрезмерного внимания к своим возможным просчетам.
Их извлекут из-под обломков
23 августа этого года наше издание опубликовало материал под заголовком "Духовные склепы". В статье рассказывалось о чудовищном состоянии некоторых образовательных учреждений Ершовского района. Из-за протекающих крыш здания школ и детских садов стали небезопасны для детей, что было подтверждено проведенной прокурорской проверкой.
Речь шла о СОШ села Краснянка, где помимо расставленных по полу тазиков для сбора дождевой воды учеников встречает обваливающаяся штукатурка. А при самом неблагоприятном исходе обвалиться могут и плиты перекрытия, превратив образовательное учреждение в братскую могилу.
Также мы рассказали про школу села Моховое, где ребята занимаются в протекающих кабинетах, "наслаждаясь" запахом плесени. И про детский сад "Улыбка", который находится в селе Перекопное. Там во время дождя замыкает проводка, замурованная в стены здания, и воспитанники запросто могут заживо сгореть вместе со всем персоналом.
В распоряжении нашего издания оказались многочисленные обращения руководства этих учреждений к районным властям. В этих документах, больше похожих на крик души, описывались все ужасы нынешнего состояния сельского образования.
Однако глава администрации Светлана Зубрицкая на все письма директоров однообразно отвечала об отсутствии в бюджете средств на ремонт. Мол, денег нет, но вы экономьте там. Глядишь, что-то исправить и получится.
С момента выхода этой публикации прошло менее недели, когда стало известно о первой реакции на нее. Глава администрации Светлана Зубрицкая направила уведомление на имя директора школы села Краснянка Валентины Кузьминой. В документе говорилось о том, что 29 августа чиновники издали распоряжение о прекращении трудового договора с руководителем образовательного учреждения: "Вы будете уволены 02.09.2016 г. в соответствии с частью 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации".
Эта замечательная статья ТК РФ дает право избавляться от сотрудников без объяснения причины. Журналистам Зубрицкая также не стала ничего рассказывать о причинах столь поспешного увольнения, приуроченного, похоже, к Дню знаний. Надо полагать, что это как-то связано с жалобами Кузьминой и ее готовностью поднимать вопрос спасения школы "в разных высоких инстанциях", о чем мы и сообщили в статье "Духовные склепы".
Аналогичного мнения придерживается и сама директор, угодившая в немилость районным властям. Валентина Васильевна имеет за плечами 30-летний стаж работы, последние восемь лет она возглавляет сельскую школу. Кроме того, она является единственным в Краснянке учителем русского языка и литературы. Поэтому, скорее всего, без работы не останется. Вот только что будет со школой, которая в начале нового учебного года фактически остается без руководителя?
Впрочем, наблюдатели, проживающие в Ершовском районе, считают, что у Валентины Кузьминой есть все шансы выиграть только что отнятую у нее должность на конкурсе, который должны объявить местные власти. Похоже, больше просто некому.
Между тем Светлана Зубрицкая в официальном ответе заверила наше издание, что 30 августа в школе села Краснянка были начаты ремонтные работы. А претензии по поводу прочих образовательных учреждений в документе за подписью главы администрации и вовсе названы "некорректными данными". Якобы и в садике "Улыбка", и в СОШ села Моховое ремонт крыш был произведен.
За комментарием по этому поводу мы обратились к начальнику управления образования Ершовского района Алексею Монченко. Этот чиновник продолжает отстаивать интересы вверенной ему отрасли, при этом, похоже, ненароком задевая интересы своего непосредственного руководства. Так что ему самому уже неоднократно вручали приказы об увольнении, которые, правда, Алексею Михайловичу удавалось отменить в суде.
— Действительно, после вашей публикации власти зашевелились, начался ремонт. Но его качество и масштабы еще нужно будет проконтролировать. По моей информации, речь может идти о латании дыр списанным материалом. Причем если брать школу в Краснянке, то там необходимо отремонтировать 1800 квадратных метров. А выделили материалы, которых, по моим данным, хватит на пару сотен квадратных метров. Посмотрим, что из этого выйдет. Я боюсь, что снова все потечет, — отметил Монченко в беседе с корреспондентом нашего издания.
Ах, увольте
Похожую реакцию властей на внимание со стороны СМИ можно было наблюдать и в Питерском районе Саратовской области. Там уже третий месяц идет рассмотрение исковых заявлений ветеранов боевых действий к местному главе администрации Виктору Дерябину. По мнению заявителей, чиновник допустил нелестные выражения в их адрес.
На стороне офицеров выступает депутат, директор МУК "Питерский районный дом культуры" Клавдия Брюховецкая. В августе, перед тем как уйти в отпуск, Клавдия Валерьевна рассказала нашему изданию о некоторых тонкостях этого дела.
Напомним, ранее огласке была предана аудиозапись, сделанная в ходе официального мероприятия — заседания актива района, на котором в том числе присутствовала министр сельского хозяйства Саратовской области Татьяна Кравцева. На этой записи некто с голосом, похожим на голос Дерябина, критикует деятельность местного депутата районного собрания Клавдии Брюховецкой.
Этот мужчина также нелестно высказывается об участниках церемонии открытия памятника воинам-афганцам, состоявшейся в селе Питерка 14 июля 2015 года. В частности, некоторые ветераны боевых действий были названы "проходимцами" и "ряжеными". При этом шла ссылка на слова некоего Шинчука, который якобы посоветовал "выпроваживать" участников боевых действий с церемонии открытия памятника. По всей видимости, речь шла о Борисе Шинчуке, который на тот момент занимал должность министра-председателя комитета общественных связей и национальной политики региона, а сейчас трудится директором Саратовского музея боевой и трудовой славы.
Приглашенные в суд в качестве свидетелей сотрудники питерской администрации заявили о том, что на районном активе Дерябин якобы ничего не говорил о церемонии открытия памятника воинам-афганцам.
— Они сказали, что я не выступала на активе и глава администрации не брал ответное слово, — рассказала нашему изданию Клавдия Брюховецкая. — Но потом в суде просмотрели видеозапись с заседания, которая опровергла эти слова.
Кроме того, Клавдия Валерьевна рассказала о том, что офицеры ходатайствовали о допросе Кравцевой и Шинчука в качестве свидетелей по делу. Однако суд отказал истцам, сославшись на то, что ими не были предоставлены домашние адреса министра и директора музея.
Зато, по словам депутата, было удовлетворено ходатайство о проведении фоноскопической экспертизы спорной записи. Такое ходатайство было заявлено, поскольку защитник главы администрации отрицает, что голос принадлежит Виктору Дерябину. Теперь у чиновника должны взять образцы речи для проведения исследования, а очередное заседание состоится лишь 17 сентября.
Рассказав все это, Клавдия Брюховецкая спокойно отправилась в отпуск, не ожидая, что после возвращения оттуда ее будет ждать большой сюрприз. В день выхода на работу — 23 августа — депутату сообщили, что она была уволена с должности директора районного дома культуры. Ее рабочий кабинет был вскрыт. Кто-то собрал все вещи в мешки для мусора и бросил их в одном из кабинетов РДК. А в самом помещении, где раньше сидела Клавдия Валерьевна, разместилась исполняющая обязанности начальника управления культуры и кино Питерского района Татьяна Бухарина.
Интересно, что ранее именно Бухарина была одним из объектов критики со стороны Брюховецкой. Депутат-правдоруб обнаружила в школе села Питерка, директором которой была Татьяна Юрьевна, "мертвые души". Было даже начато расследование, которое, правда, закончилось увольнением сотрудников полиции. А Бухарина спокойно перешла на более высокую должность начальника вновь образованного управления.
— Меня уволили без объяснения причин. Наверное, думали, что таким образом сломят мой дух. Но у них ничего не выйдет. Я продолжу бороться с беспределом, который творится в Питерском районе и который, как мне кажется, так или иначе связан с главой администрации района Дерябиным. Буду оспаривать это увольнение, — отметила Брюховецкая.
Впрочем, ничего оспаривать не пришлось. Уже на следующий день после того, как Клавдию Валерьевну уведомили об увольнении, руководство района все отыграло назад.
— Вы рассказали о происходящем, другие СМИ подхватили, и мне тут же сообщили, что якобы вышло какое-то недоразумение, приказ отменен! — рассказала Брюховецкая журналистам нашего издания 24 августа.
P.S.
Получается, что в головах некоторых руководителей действительно любая проблема имеет простое решение. Убрал неугодных и все. В тиши кабинетов можно и дальше делать все, что заблагорассудится. Только от такой искусственной гробовой тишины потенциальные школы-склепы не исчезнут, да и "мертвые души" не перестанут тянуть свои призрачные руки к реальному бюджету.
P.P.S.
Когда верстался номер, стало известно о том, что власти отказались от идеи уволить директора школы села Краснянка. Как рассказал нашему изданию Алексей Монченко, должность Валентине Кузьминой решили сохранить из-за негодования жителей населенного пункта по поводу такого неожиданного кадрового решения.