В наступившем году российскую экономику ждут непростые времена. Как полагают опрошенные "Известиями" эксперты, несмотря на то, что сложности прогнозируемы, этот период может оказаться трудным.
Главным риском для экономики РФ специалисты считают снижение мировых цен на нефть с нынешних 65 долларов за баррель до 45 долларов. Это может произойти после приватизации 5-процентного пакета саудовской госкомпании Saudi Aramco, которая назначена на март. По словам партнёра компании RusEnegry Михаила Крутихина, после этого страны ОПЕК с большой долей вероятности откажутся от ограничений на добычу нефти, позволяющих удерживать цены на нефть от падения. Поскольку нефтяные доходы составляют почти половину поступлений в бюджет, снижение мировых цен на "чёрное золото" является самым неприятным событием для России.
Снижение доходов от продажи за рубеж углеводородов выводит на первый план защиту от других потерь бюджета и борьбу с налоговыми нарушениями. С января в России начал действовать режим обмена налоговой информацией с иностранными юрисдикциями. Как полагает главный инвестиционный стратег Финансовой группы БКС Максим Шеин, значительного пополнения бюджета это не принесёт, однако налоговая прозрачность будет способствовать тому, что россияне станут более активно инвестировать в свою экономику. При этом для роста инвестиций, по его словам, необходимо дальнейшее снижение ставок по кредитам.
"Весьма вероятно, что Банк России будет снижать ключевую ставку гораздо активнее, чем он делал это в уходящем году. Инфляция в наступающем году будет явно ниже 4%, поэтому и ставки по банковским кредитам будут снижаться быстрее", - считает заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максим Петроневич.
Ещё одним серьёзным фактором риска для российской экономики является возможное расширение западных санкций. По мнению экспертов, эффект от ограничительных мер уже сейчас нечувствительный и чтобы нанести серьёзный вред, их необходимо существенно ужесточить. В частности, финансовые санкции в условиях профицита ликвидности в России фактически не работают, а повредить российской экономике можно разве что с помощью "иранского варианта" - то есть полного отказа от покупки российской нефти, отметил доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. Однако бойкот российской нефти, по его словам, маловероятен: около 30% газа, потребляемого в странах Евросоюза, поставляется из России и альтернативных источников не предвидится по крайней мере в ближайшие два года.
Напомним, в начале августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон о расширении санкций против России. Это самые серьёзные ограничительные меры в отношении РФ, которые Соединённые Штаты вводят с 2014 года. Документ предусматривает ужесточение ограничения на передачу американских технологий для российских проектов по добыче сланцевой нефти, добычи на глубоководных участках и арктическом шельфе и другие ограничения. Ужесточаются также условия доступа к американским кредитам для российских нефтегазовых компаний. Кроме того, закон запрещает президенту США отменять санкции без разрешения Конгресса.
В числе прочего закон предусматривает целый ряд так называемых вторичных ограничений - то есть мер, направленных против граждан других стран, сотрудничающих с РФ. Кроме того, в рамках закона в октябре Государственный департамент опубликовал список российских компаний оборонно-промышленного комплекса и спецслужб, за существенные сделки с которыми могут последовать санкции. Попасть под них может любая компания в мире, а "существенность" сделок будет определять Госдеп. К 1 февраля должен быть представлен список физических лиц, приближенных к российским властям, против которых также могут быть введены санкции - в том числе заморозка финансовых активов на территории США и запрет на въезд.
Как заявил ИА Regnum глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, новые американские санкции могут отрицательно повлиять на планы Центробанка по дальнейшему снижению ключевой ставки, поскольку часть инвесторов из-за введения ограничений покинет российски рынок. "Есть вопросы, связанные с февралем. После введения санкций в процессе снижения ставки может начаться торможение", - отметил он.
По мнению Аксакова, ключевая ставка в 2018 году будет находиться на уровне 6-6,5%. Сейчас она составляет 7,75% - 15 декабря Центробанк принял решение понизить её в шестой раз за год.
Российские власти не раз заявляли, что новые американские санкции не повлекут за собой серьёзных негативных последствий. При этом в конце ноября правительство РФ разрешило госкомпаниям до 1 июля 2018 года не публиковать в реестре закупок данные о поставщиках и субподрядчиках, получающих госконтракты. По данным источников газеты "Ведомости", мера должна помочь российским компаниям скрыть схемы обхода западных санкций. 31 декабря президент Владимир Путин подписал указ, дающий правительству право ограничивать раскрытие информации о деятельности отдельных физических и юридических лиц, а также о крупных сделках с заинтересованностью.