Константин Райкин назвал Саратов кузницей лучших театральных кадров и рассказал, как хулиганил Олег Табаков на сцене

Константин Райкин назвал Саратов кузницей лучших театральных кадров и рассказал, как хулиганил Олег Табаков на сцене
© ИА «Версия-Саратов»

В Саратове продолжается культурно-образовательный проект фестиваль «Уроки Табакова». В нем приняли участие народный артист России Константин Райкин и его студенты. На исторической сцене театра юного зрителя они представили постановку «Школа. Метро. Сны».

Перед спектаклем собравшихся зрителей поприветствовал Константин Райкин. Он отметил, что участие в проекте для него очень важно и выразил надежду, что фестиваль будет проводиться регулярно.

«Саратов — это кузница лучших театральных кадров. Такое количество замечательных артистов отсюда родом или прошли саратовскую театральную школу. Огромный процент людей, сомневаюсь, что с этим городом кто-то сравнится. Это мистика», — пояснил он.

Райкин рассказал, что Олег Табаков оказал на него огромное влияние.

«Олег Павлович Табаков — это мой учитель. Не потому, что я у него учился. Но в театре „Современник“ я попал под его патронаж. Мы просидели с ним в одной гримерке в течение семи лет. Я не знаю, с чем это сравнить по откровенности отношений. Это окопные отношения, где невозможно что-то скрыть, даже при желании. И я знаю его довольно хорошо. Моя зависимость от него чрезвычайна. Я благодарен за это судьбе. Он меня вытащил в педагогику», — сообщил артист, пояснив, что преподает уже более 30 лет.

«Я всегда с ним находился в полемике, потому что он был весельчак и хулиган. Про себя не могу такого сказать. Меня поражала его легкость при его гениальных дарованиях, высочайшем мастерстве. Он умел шутить и хулиганить в самые невероятные, серьезные моменты. Один из сильнейших спектаклей, который я в своей жизни видел, был спектакль „Обыкновенная история“, где меня потрясывало. В свои 17 лет я прорыдал всю ночь, потому что жалел себя с мыслью, что никогда таким не буду. Но спустя года я был принят в театр „Современник“, где продолжал идти этот спектакль. И я оказался в массовке и увидел этот спектакль изнутри. Передо мной играл Олег Павлович, фантастически и гениально. Я видел, что он заливается слезами, потом поворачивается к нам, сидящим к нему лицом. И пока он был спиной к залу, просто в нас плевал. А мы не могли даже в лице измениться. А он смеялся. Причем это был добрейший человек, я его обожаю. И он продолжал играть. Замечательная артистка Лилия Толмачева, родом из Саратова, в одном из спектаклей играла его тетушку, а он рукой, чтобы не видели зрители, хватал ее сзади. Он веселейший человек. Я благодаря ему излечился от некоторых самоедств, хотя никогда не хватал за зад своих партнерш. Ну если этого не требовал рисунок сюжета. Я не могу постичь Олега Павловича. Он великий артист, он непознаваем. И быть здесь для меня очень важно», — отметил Райкин.

Он пояснил, что студенты второго курса актерского факультета подготовили спектакль «Школа. Метро. Сны», который стал результатом экзамена на первом курсе.

«Это тесты на лицедейство, на перевоплощение. Самое важное в актерском мастерстве — это перевоплощение, возможность сыграть кого-то другого. Или по-другому рассказать о себе. Студенты занимаются актерским мастерством 36 часов в неделю. Больше в театральных вузах не бывает. Мы частный вуз и более смело нарушаем каноны. Я вам рекомендую посмотреть спектакль глазами любителя. Я люблю от театра балдеть, а уже потом раскладывать по полочкам. Но быть дегустатором я хочу дозировано. От театра надо балдеть и очаровываться. Несчастные наши критики, которые пишут одновременно с восприятием. Так можно с ума сойти», — заметил артист.

Зрители увидели коллаж из студенческих зарисовок, фантазий, речевых композиций. Для импровизаций были предложены разные темы, среди которых «Животные», «Люди», «Предметы», «Ожившие картины», «Мультфильмы», «Сказки». Разные зарисовки объединил вагон метро, чьи двери каждый раз открывались на новой станции. Актеры продемонстрировали мастерство перевоплощений, удивительную пластику, заявленные с неимоверным юмором и харизмой. На протяжении спектакля зрители смеялись и аплодировали, а в финале зал благодарил артистов бурными овациями стоя.