Три года продуктового эмбарго: поставки импортного продовольствия в РФ сократились почти вдвое

Поставки импортных продуктов питания в Россию за три года действия продуктового эмбарго сократились почти в 2 раза - с 43 млрд до 25 млрд долларов в 2016 году. Об этом заявил глава Минсельхоза РФ Александр Ткачёв.

"Отечественные сельхозпроизводители получили карт-бланш после ограничения доступа импортных продуктов на наш рынок. Это открыло "окно возможностей" для отрасли", - цитирует его сайт Минсельхоза.

Напомним, ЕС ввёл экономические санкции против России летом 2014 года сроком на год в связи с конфликтом в Украине. В ответ Россия ввела продуктовое эмбарго – запрет на поставки ряда продуктов питания из стран, наложивших санкции. Ограничительные меры несколько раз продлялись с обеих сторон: 28 июня 2017 года санкции в отношении России до 31 декабря 2018 года продлил ЕС, а 30 июня указ о продлении ответных ограничительных мер до 31 декабря 2018 года подписал президент РФ Владимир Путин.

Продуктовое эмбарго с 7 августа 2014 года распространяется на продукцию из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады, 13 августа 2015 года в этот список также были включены присоединившиеся к антироссийским санкциям Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн, 1 января 2016 года - Украина.

В список запрещённых к ввозу в нашу страну продуктов входят продукция животноводства, мясо, пищевые субпродукты, колбасы, рыба и ракообразные, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты. В начале июня 2016 года из списка были исключены мясо птицы, говядина и овощи для производства детского питания, а в сентябре в него была добавлена соль. С конца мая 2017 года продэмбарго не распространяется на соль и морскую воду для медицинских целей.

Больше всего от введения контрсанкций выиграли те российские сельхозпроизводители, продукция которых попала в список запрещенных товаров, отмечает "Коммерсантъ". Доля мяса птицы на внутреннем рынке с 2014 по 2016 год выросла с 90% до 95%, свинины — с 87% до 93%, говядины — с 68% до 82%. При этом импорт сыров в Россию за тот же период сократился на 35,5%, до 158 тыс. тонн, а собственное производство выросло на 20,6% - до 463,4 тыс. тонн. Поставки импортных овощей защищенного грунта сократились почти в два раза — с 1,08 млн до 618 тыс. тонн, а внутреннее производство выросло на 21,3% - до 837 тыс. тонн.

Начальник центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко отметила, что для рынка тепличных овощей важнее оказались ограничения, введённые с января 2016 года в отношении Турции. По её словам, на темпы роста отечественного сельского хозяйства гораздо больше контрсанкций повлияло падение рубля, начавшееся почти одновременно с введением продуктового эмбарго. По словам некоторых участников рынка, продэмбарго может создать излишне тепличные условия для российских производителей при отсутствии конкуренции с импортом.

В Евросоюзе в 2014 году ежегодный объём экспорта продуктов, подпавших под запрет в России, оценили в 12 млрд долларов. Годом позже аналитический центр при правительстве России подсчитал, что потери стран-экспортёров от российских контрсанкций составили порядка 9,3 млрд долларов. Однако специалисты РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли пришли к выводу, что главные инициаторы санкций - США, Великобритания, Канада, Германия и Франция - существенных потерь от российского продуктового эмбарго не понесли, переориентировав экспорт на другие рынки. При этом за год действия продэмбарго экспорт продовольствия из стран ЕС вырос с 455,1 млрд до 482,5 млрд евро, а общий аграрный экспорт из Европы в 2016 году достиг рекордного показателя в 131,1 млрд евро. Кроме того, запрещённые к ввозу в Россию товары по-прежнему попадают на отечественный рынок - в том числе и через третьи страны.

"Результат очень относительный. Большинство европейских стран переориентировались и нашли других покупателей. В какой-то части этими покупателями стали наши соседние страны, которые поставляют продукцию затем в Россию. В какой-то части европейские страны нашли новые рынки — рынок Китая, Южной Америки, африканских стран. Самый показательный пример — Польша", - заявила BFM.ru генеральный директор информационного агентства Fruitnews Ирина Козий, уточнив, что если плодоовощной экспорт из Польши в 2014-2015 годах немного сократился, то в 2016 году он вырос до 2 млн 48 тысяч тонн, что превышает досанкционные показатели.

По словам директора аналитического центра "Совэкон" Андрея Сизова, эффект от импортозамещения для отечественного АПК есть, но довольно ограниченный. "Одна история связана с выпуском сыра. В течение двух лет выпуск сыра и сырных продуктов рос высокими темпами — на 15-17%. Но в 2016 году этот рост полностью остановился", - отметил он.

Как полагают специалисты, эффект от импортозамещения сработал не слишком хорошо, поскольку бизнес не поверил в новые возможности, которые открылись на российском рынке продовольствия, и связано это не с введением контрсанкций, а с резким ослаблением курса рубля и падением покупательной способности населения после 2014 года. По данным Росстата, за три года резко выросли цены на все виды продовольствия: сильнее всего - на фрукты (+60%), а меньше всего - на свинину (+23%). В результате замедлились инвестиции в сельское хозяйство.

"Многие инвесторы сегодня считают, что текущая доходность в сельском хозяйстве продиктована закрытым рынком, поэтому не спешат начинать долгосрочные проекты, так как опасаются снятия эмбарго. Неопределенность усиливается тем, что контрсанкции регулярно продлеваются только на год", - уточнила Дарья Снитко.

В начале марта премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что российским сельхозпроизводителям не стоит бояться отмены западных санкций, поскольку никто не собирается их отменять. Глава Минсельхоза РФ Александр Ткачёв отметил, что российские аграрии готовы к отмене продуктового эмбарго, однако для отрасли было бы хорошо продержать запрет ещё 10 лет. В начале апреля Дмитрий Медведев пообещал не отменять контрсанкции, чтобы "не разочаровывать" западных партнеров.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции