За штурвалы пассажирских лайнеров хотят посадить пилотов без высшего образования

Компания «Аэрофлот» предлагает Минтрансу РФ модернизировать систему подготовки пилотов в стране. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо заместителя генерального директора компании Вадима Зингмана на имя министра транспорта Евгения Дитриха.

В письме Зингман констатирует, что крупнейшая авиакомпания в РФ столкнулась с дефицитом пилотов. В 2018 году «Аэрофлот» планирует взять на работу 350 пилотов, из которых являются выпускниками средних и высших учебных заведений не более 300 человек. Общая потребность гражданской авиации, по его словам, составляет около 900 пилотов в год, а к 2030 году она вырастет до 1700 пилотов в год. Российские государственные вузы ежегодно выпускают всего 750 пилотов, а в негосударственных их не готовят.

Помимо недостаточного количества пилотов, существует проблема и с качеством их подготовки — особенно в соответствии знаний в области прикладных дисциплин реальным потребностям авиакомпаний, отметил Зингман.

Источник РБК в «Аэрофлоте» пояснил, что систему подготовки пилотов давно пора привести в соответствие с общемировыми стандартами. «В российских вузах на подготовку пилота уходит пять лет, при этом их готовят не на современные типы самолетов, а на те, которые давно уже не эксплуатируются. Даются знания, позволяющие разобрать и собрать „кукурузник“, разбираться в законах термодинамики», — пояснил собеседник издания. При этом современному пилоту эти знания не нужны, а когда он приходит на работу в авиакомпанию, его приходится переучивать, подчеркнул он.

Как указано в письме Зингмана, дефицит пилотов может оказаться основным фактором, сдерживающим развитие гражданской авиации. Чтобы это предотвратить, «Аэрофлот» предлагает Минтрансу комплекс мер. В частности, выдвигается идея разрешить обучать пилотов по программе среднего профессионального образования по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» на базе учебных центров крупных авиакомпаний. Также предлагается запустить совместную программу с Минобороны, которая позволит переучивать офицеров запаса летных специальностей на работу в гражданской авиации.

В 2017 году «Аэрофлот» одним из первых признал проблему дефицита пилотов в отрасли, которые начали массово переходить на работу к азиатским перевозчикам. Авиакомпания подняла зарплату пилотам, однако несмотря на это, в июне нынешнего года гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что проблема дефицита кадров не решена.

Напомним, 11 февраля Ан-148 «Саратовских авиалиний», выполнявший рейс из Москвы в Орск (Оренбургская область), потерпел крушение в Раменском районе Московской области. Все находившиеся на борту — 65 пассажиров и 6 членов экипажа — погибли.

Расшифровав данные параметрического самописца лайнера, в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) 13 февраля назвали наиболее вероятной причиной катастрофы неверные показания скорости из-за обледенения приёмников полного давления. Их обогрев по неизвестной причине был выключен. Неверные показания скорости, как полагают специалисты, могли привести к тому, что пилоты направили самолёт вниз. Расшифрованные переговоры пилотов с речевого самописца подтвердили предварительные данные.

Следственный комитет по итогам расследования пришёл к выводу, что причиной крушения Ан-148 стала ошибка экипажа. «Командир корабля Валерий Губанов получил неверные сведения о падении скорости и принял меры по разгону судна путем перевода его в пикирование. При этом в нарушение инструкции был превышен угол наклона судна, самолет потерял управляемость», — пояснили в СК РФ.

Американский журналист Алек Лун в статье для издания The Atlantic писал, что российские авиаперевозки в 4 раза опаснее, чем в среднем в мире. По его мнению, во многом это связано с быстрым ростом отрасли, из-за чего возник дефицит пилотов. Как полагает редактор отраслевого сайта AviaRu.net Роман Гусаров, снизилась и квалификация пилотов в целом. «Если раньше авиакомпании тщательно отбирали пилотов и брали на работу только лучших, то позже они стали вынуждены брать кого угодно с дипломом, независимо от их реальной квалификации», — пояснил он.

Источник: РБК
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции