Город, в котором хочется жить

20 сентября 2015, 14:11
Город, в котором хочется жить
Впору флаги на учреждениях приспустить, как во время национального бедствия. А у нас как ни в чем не бывало — концерты. "Лейся, песня, над Волгой" и все такое

Саратову на днях стукнуло 425 лет. По меркам археологов, он еще совсем юнец, у которого на уме одни танцульки. Но наш "парень на выданье" умудрился прийти к своему юбилею в таком состоянии, что краше в гроб кладут. Как же мы дошли до жизни такой? Ведь иные города и в свои тысяча с небольшим выглядят молодо и красиво...

Юбилей Саратова, как и принято, отмечали весело и с размахом. Город заранее украсили баннерами и флагами, возле каждого учреждения вывесили программу мероприятий. А дальше все было, как и в прежние годы: концертные площадки в разных районах, десятки творческих коллективов, тысячи участников, десятки тысяч зрителей.

Из зрелищ, которыми угощали саратовский люд, особенно запомнились Столыпин верхом на коне и ладья основателей Саратова Засекина и Турова на базе "Газели". Сценарий празднества и впрямь был хорош, а салют в конце порадовал продолжительностью. Судя по ценам на пиротехнических сайтах, в воздух запустили однокомнатную квартиру, правда, без ремонта и мебели.

На фоне всей этой праздничной мишуры как-то подзабылось, как же выглядит сегодня наш дорогой юбиляр, с какими достижениями он добрался до этой памятной даты. Рассказ об этом будет грустным и долгим.

Город, в котором хочется жить

Начнем, пожалуй, с дорог. В марте этого года в районе ВСО были замечены дорожники, которые засыпали дыры в асфальте обыкновенной землей. Как хлестко подметили наши читатели, это, по всей видимости, была "наноземля". Сами дорожники заверяли потом, что это была асфальтобетонная крошка. Впрочем, общий вид нашего города от применения этой "технологии" ничуть не изменился — такого бездорожья, как в 2015 году, саратовцы не видели с "махровых 90-х". Но хуже всего было от осознания того факта, что делать дороги, похоже, никто не собирается вовсе.

В мае Саратов возглавил рейтинг городов с самыми плохими дорогами. Активисты Общероссийского народного фронта совместно с представителями межрегионального общественного движения по развитию транспортной системы "Убитые дороги России" и Союза добровольцев России исследовали асфальт "столицы Поволжья" и обнаружили, что дорожное покрытие разрушилось гораздо раньше истечения гарантийных сроков. Общественная палата региона назвала рейтинг необъективным: "…подобные исследования вводят население в заблуждение, подрывают социально-политическую стабильность и негативно отражаются на имидже правящей партии". 

Кстати, примерно в это же время Саратов вошел в список пяти беднейших городов нашей страны — согласно рейтингу, составленному финансовым университетом при правительстве РФ. 

В центре города автомобили начали проваливаться под землю. Не миновала сия участь даже серьезные внедорожники. И даже "КамАЗы". Ямы и открытые колодцы закрывали палками, старыми стульями — любым подручным материалом. А в июне один веселый молодой человек нарисовал вокруг ямы на пересечении улиц Сакко и Ванцетти и Вольской огромное лицо, похожее на лицо губернатора Валерия Радаева. Яму быстренько заделали, правда, хватило этого ровно на месяц. 

А что творится у нашего юбиляра с городским электротранспортом? Большинство трамваев и троллейбусов, колесящих по улицам нашего города, давным-давно ищут на том свете с фонарями. Глядя на отдельные вагоны, просто не верится, что это вообще может ездить. А рельсы? Их состояние уже давно достигло того уровня, что если хулиганы разберут изуродованные железяки на металлолом, никто, включая водителей, этого не заметит. В 11-м трамвае во время езды невозможно разговаривать по телефону — так его трясет. А рельсы в центре города, на улице Вавилова? Это несмываемый позор, на который лучше вообще не смотреть.

При всем при этом цены на проезд в электротранспорте ничем не отличаются от цен в коммерческих автобусах. Тем не менее власть продолжает петь Лазаря, заверяя, что трамваи ходят "не корысти ради, а токмо благотворительности для".

Весь год электротранспорт сотрясали громкие конфликты. Саратовэнерго грозился обесточить Саратовгорэлектротранс за многомиллионные долги, а власти разных уровней разводили руками и кивали друг на друга и на федеральную казну. 

Город, в котором хочется жить

А МУПП "Саратовводоканал"? В прошлые годы протечки питьевой воды худо- бедно удавалось ликвидировать до наступления холодов. Приметой нового времени стали круглогодичные течи и отсутствие реакции при звонках на горячую линию. Наше издание работало своеобразным отделом по связям с общественностью при водоканале — мы приняли и обработали сотни звонков. Читатели жаловались на залитые погреба и подвалы, на бесконечные ручьи на улицах, на поврежденный при вскрышных работах асфальт, на подмытые фундаменты домов. 

На сайте МУПП "Саратовводоканал" говорится, что водопроводные комплексы предприятия способны подавать более 600 тысяч кубометров живительной влаги в областной центр. Интересно, сколько воды доходит при этом до непосредственного потребителя?

Дело дошло до разговоров о том, чтобы отдать муниципальное предприятие в концессию. Вместе с долгами. Интересно, почему в истории с водоканалом никто ни за что персонально не отвечает? А когда подведомственная структура доходит до ручки, ее вместе с проблемами пытаются сбагрить хоть кому-нибудь...

А аварийный и ветхий жилфонд областного центра? Саратов имеет богатую историю и архитектуру, на зависть другим городам. Но львиную часть этой архитектуры последний раз ремонтировали до революции. И какого-то сдвига в этой ситуации не намечается — похоже, что старый Саратов, сценки из жизни которого так любят показывать на День города, быстро и безвозвратно исчезает.

Что же мы имеем в сухом остатке? Да все очень просто — масштабную катастрофу по всем фронтам, о которой нужно звонить во все колокола, называя вещи своими именами. Впору флаги на учреждениях приспустить, как во время национального бедствия. А у нас как ни в чем не бывало — концерты. "Лейся, песня, над Волгой" и все такое.

Пожалуй, если бы Григорий Засекин и Федор Туров могли бы узреть наше горькое настоящее в момент закладки Саратова, они бы плюнули, погрузили бы бревна обратно на корабли и поплыли основывать какой-нибудь Волгоплюйск километров на сто южнее. Авось, там вышло бы лучше.