В Энгельсском районном суде оглашен приговор по делу о гибели в колонии № 13 заключенного Артема Сотникова. Все подсудимые признаны виновными в совершении преступления. Главный обвиняемый Николай Четвертных проведет в колонии строгого режима 12,5 лет, Константин Серов - 11,5 лет, Алексей Данилов - 10 лет, Дмитрий Павлов и Михаил Бобряшов - по 9 лет.
Прокурор Вячеслав Беляков просил для подсудимых от 9 до 15 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима: 15 лет – для Николая Четвертных, 14 – для Алексея Данилова, 13 – для Константина Серова, 12 – для Дмитрия Павлова, 9 – для Михаила Бобряшова. Двое последних сотрудничали со следствием, а вот первые, по словам прокурора, "не только не признали вину и не раскаялись в содеянном, но и позволяли себе ухмылки в ходе процесса, и даже не принесли извинений потерпевшим".
Тело Артема Сотникова, отбывавшего шестилетний срок по обвинению в разбое, было обнаружено в колонии 27 апреля 2012 года. В официальном сообщении УФСИН говорилось, что он скончался от острой коронарной недостаточности. Однако на следующий день правозащитники представили свою версию смерти Артема, предположив, что его "забили до смерти". Об этом рассказали родственники заключенных ИК-13. В тот же день было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Судмедэкспертиза установила, что смерть наступила в результате причиненных ему телесных повреждений.
Спустя несколько дней по подозрению в совершении преступления были задержаны двое сотрудников колонии - исполняющий обязанности начальника отдела безопасности исправительной колонии и инспектор этого отдела. На следующий день от работы был отстранен начальник колонии Вадим Бочкарев, позже он был переведен на работу в другое учреждение, а в июле 2012 года - отправлен в отставку по выслуге лет.
Мать Артема Лариса Сотникова заявила, что причиной избиения ее сына могло послужить неприязненное отношение нового начальника колонии Бочкарева, поскольку взыскания в отношении Артема начались после смены начальства, до этого он был на хорошем счету.
Первоначально следователи не исключали версию того, что Сотников получил телесные повреждения, упав с лестницы. Этой версии придерживалась и председатель общественной наблюдательной комиссии Саратовской области Таисия Якименко, побывавшая в колонии.
Дело Сотникова получило общественную огласку и освещение в федеральных СМИ. Лариса Сотникова выступила на заседании Общественной палаты РФ, а известный адвокат Анатолий Кучерена пообещал взять расследование дела под личный контроль. Позже по поручению омбудсмена Владимира Лукина область посетила специальная комиссия, которая осталась удовлетворена работой начальства саратовских колоний.
В конце мая 2012 года новое уголовное дело было возбуждено в отношении троих сотрудников колонии. Оно не было связано с убийством Сотникова. Николая Четвертных и Алексея Данилова, подозреваемых в избиении двоих заключенных, задержали вскоре после этого. Именно Четвертных стал основным обвиняемым и по делу Сотникова, ему были предъявлены обвинения по статьям "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего", а также по трем эпизодам по статье "превышение должностных полномочий, в том числе с применением насилия и спецсредств".
На скамье подсудимых в итоге оказались пятеро сотрудников колонии: Константин Серов, Михаил Бобряшов, Алексей Данилов, Николай Четвертных и Дмитрий Павлов. Им было предъявлено окончательное обвинение. При этом один из них, Михаил Бобряшов, заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием, признал вину по статье о превышении должностных полномочий и дал признательные показания. Договор со следствием заключил и Константин Серов, однако позже он был расторгнут. Показания Серова, данные в ходе следствия и в суде в результате, по мнению прокурора, разнились.
Свидетели по делу рассказывали о том, что в колонии заключенных избивают деревянным молотом. Что касается Сотникова, то еще один свидетель заявил, что видел Сотникова после того, как его уводили в отдельную камеру пятеро подсудимых, его одежда была мокрой и грязной, а лицо — в крови. Позже один из подсудимых сообщил, что применял к Сотникову спецсредства — резиновую палку, которой бил его по ягодицам. Он же заявил, что спецсредства применялись по указанию тогдашнего начальника колонии Бочкарева, который инструктировал персонал при любом основании применять спецсредства "без разговоров".
Показания подсудимых несколько различались между собой, причем Михаил Бобряшов утверждал, что один из сотрудников колонии, Лихоманов, "сочинил" свою историю гибели Артема Сотникова и что именно по его настоянию в рапорт включили версию о падении с лестницы.
Николай Четвертных в своих показаниях настаивал на том, что потерпевшие по делу оговаривают его, и это невозможно доказать. Схожей точки зрения придерживался и Алексей Данилов. Другой подсудимый, Дмитрий Павлов, считал, что его пытается оговорить Михаил Бобряшов.
Когда процесс подходил к завершению, в середине марта 2014 года, один из свидетелей, работавший на момент рассматриваемых событий младшим инспектором в колонии, признался, что первый вариант своих показаний, изобличающих Николая Четвертных, он сочинил вместе со следователем. Дал он их якобы по просьбе Бобряшова, являвшегося его другом. Сам Бобряшов факт дружбы со свидетелем отрицал.
В последнем слове Николай Четвертных попросил суд вынести приговор в соответствии с законом, а Алексей Данилов, также не признавший себя виновным, попросил оправдать его по всем статьям.