День в истории: в Португалии отмечают государственный праздник, в Лейпциге открывается фестиваль Баха, а в Лондоне был получен патент на пневматические шины

Праздник

Ежегодно 10 июня отмечается День Португалии – государственный праздник, который был учреждён в 1580 году и приурочен ко дню смерти поэта Луиса Камоэнса (Luis de Camoes), одного из самых выдающихся литературных деятелей Португалии. Этот праздник также называют Днём Камоэнса и португальских сообществ.

Главным литературным наследием Камоэнса считается поэма "Лузиады", в которой бурная судьба самого автора переплетается с историей страны XVI века и мифами эпохи Великих географических открытий. Луис Камоэнс много странствовал, бывал в Индии и на Ближнем Востоке, был горячим патриотом Португалии.

Поэма "Лузиады" вызвала восхищение соотечественников, а также пробуждение чувства национального самосознания. С тех пор имя Камоэнса неразрывно связано с понятием чести нации. Поэму перевели на все европейские языки, а жизнь её автора вдохновила многих поэтов и драматургов. В год смерти Камоэнса Португалия потеряла независимость и на 60 лет была присоединена к Испании по Иберийской унии, потому праздник пропитан духом свободы и патриотизма.

День Португалии является официальным выходным днём и широко отмечается всеми португальцами как в стране, так и за её пределами. Заканчиваются торжества обычно грандиозным салютом.

Фестиваль

Сегодня, 10 июня, в немецком Лейпциге открывается ежегодный фестиваль Баха (Bachfest Leipzig), один из самых знаменитых музыкальных фестивалей в мире и самый престижный в Германии. Он длится 10 дней, на него съезжаются не только поклонники Баха и меломаны, но и всемирно известные музыканты, дирижеры и композиторы.

С Лейпцигом, где в разные годы жили, учились и творили многие знаменитые поэты, композиторы и учёные, связан наиболее плодотворный период творчества Иоганна Себастьяна Баха. Именно в этом городе в протестантской церкви святого Фомы он более 20 лет играл на органе и руководил хором мальчиков, а затем стал "музыкальным директором" всей церквей Лейпцига.

Первый фестиваль Баха в Лейпциге прошёл в 1904 году, но в течение первых десятилетий своего существования был нерегулярным. К началу 90-х фестиваль проводился уже более 20 раз, но только в 1999 году городской совет решил сделать его ежегодным, а организация и проведения мероприятия были поручены Баховскому архиву Лейпцига.

Фестиваль Баха в 1999 году привлёк более 15 тысяч туристов из разных стран, а в 2000 году, объявленному мемориальным годом Баха в честь 250-летия со дня смерти композитора, число зрителей уже превысило 70 тысяч. С тех пор количество желающих побывать на фестивале постоянно растёт.

Концерты проходят сразу на нескольких площадках города, причём некоторые из них бесплатны. Здесь можно послушать не только музыку Баха, но и другую органную музыку XIX века. В рамках фестиваля проходят концерты-экскурсии, кинопоказы, выставки и лекции – всего более ста различных мероприятий.

Прогресс

В этот день, 10 июня 1846 года, инженер из Эдинбурга Роберт Томпсон в Лондоне получил патент на пневматические (накаченные воздухом) шины. Дороги XIX века были не слишком комфортными для путешествий, а передвигались по ним в основном на конных повозках с деревянными или металлическими колесами, что также не добавляло удобства. Томпсон, бывший инженером железнодорожного транспорта и имевший собственное дело и контору в Лондоне, решил это исправить.

В патенте № 10990, выданном 10 июня 1846 года, написано: "Суть моего изобретения состоит в применении эластичных опорных поверхностей вокруг ободьев колес экипажей с целью уменьшения силы, необходимой для того, чтобы тянуть экипажи, тем самым облегчая движение и уменьшая шум, который они создают при движении". Томпсон предложил накачивать воздухом пустотелые резиновые шины, защищенные кожаным чехлом. Испытания показали, что такие колёса эффективно сглаживают неровности дорог.

Однако изобретение оказалось слишком дорогим в производстве и коммерчески невыгодным. О надувных колёсах надолго забыли, хотя в документах Томпсона сохранилось полное описание и чертежи. Гораздо более популярным стало другое изобретение Роберта Томпсона - цельнолитые шины из вулканизированной резины.

Повторно изобрёл пневматические шины ветеринар Джон Данлоп в 1888 году. Его маленькому сыну, только поправившемуся после тяжёлой болезни, врачи прописали велосипедные прогулки. Чтобы мальчику было комфортно кататься, отец решил склеить края шины широкой резиновой лентой, а получившуюся трубку примотал к ободу колеса.

Конструкция оказалась очень удачной, Данлоп даже получил на неё патент, однако три года спустя его пришлось аннулировать, поскольку обнаружили патент, полученный на то же изобретение Томпсоном. В этот раз пневматическими шинами заинтересовались сначала велосипедисты, а затем и конструкторы первых автомобилей. С тех пор шинная промышленность начала своё развитие.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции