Черное и белое

25 декабря 2015, 13:40
Черное и белое
Александр Сорокин приехал выслушать очередную боль простых людей
В уходящем году телефон в нашей редакции почти не смолкал. В то время когда по центральным телеканалам рассказывали о "вставании с колен", люди звонили нам с самыми разнообразными проблемами. Что ж, мы сделали все от нас зависящее

Белое

В уходящем году телефон в нашей редакции почти не смолкал. В то время когда по центральным телеканалам рассказывали о "вставании с колен", люди звонили нам с самыми разнообразными проблемами. При этом стоит отметить, что к нам они обращались в самую последнюю очередь, когда переписка с чиновниками и правоохранителями заходила в логический тупик.

В самом начале 2015 года мы писали о ветеране Великой Отечественной войны Нине Запольских. В результате криминальной схемы Нина Ильинична в 2007 году лишилась собственного жилья. Долгое время скиталась по ночлежкам, подвалам, ночевала на скамейке. Мы обнаружили ее в крохотной комнатушке в общежитии на окраине Энгельса. Ветеран снимала ее за 5 тысяч рублей.

Черное и белое

После нашей публикации ответственные лица всполошились. Как же так — до 70-летия Победы остались считанные месяцы, а Саратов опять гремит на всю страну! Запольских без конца звонили журналисты, ее даже приглашали на ток-шоу "Пусть говорят". Ветерана без промедления поместили в больницу — подлечить заработанные в сырых подвалах болезни. А областная прокуратура прислала нам уведомление о том, что проведет проверку по фактам, изложенным в публикации.

Сейчас Нина Ильинична находится в Энгельсском доме-интернате для престарелых и инвалидов, проверка по факту лишения ее квартиры продолжается до сих пор. Жильем ее по сей день не обеспечили, а лишь поставили в очередь на улучшение жилищных условий. В этой ситуации радует хотя бы то, что дом-интернат лучший в области и что одинокая старушка почувствовала, что она хоть кому-то нужна.

Юрий Бызов, герой другой нашей публикации, потерял способность двигаться в результате ранения, полученного во время первой чеченской войны. Юрий проживает в рабочем поселке Ровное и на судьбу не ропщет. Первое время ни Юра, ни его родители вообще не требовали от государства ничего. Благо случайно узнали о том, что пенсия инвалидам боевых действий должна начисляться повышенная. Коляска с электроприводом, полученная в региональном минсоце семь лет назад, пришла в окончательную негодность.

Черное и белое

После нашей публикации Юрию довольно быстро предоставили новую коляску стоимостью 127 тысяч рублей. Но, увы, она не подошла Бызову по многим параметрам — она оказалась приспособлена только для тех людей, которые могут сидеть самостоятельно. После нашей очередной статьи Юрию дали устраивающую его модель, которая способна передвигаться в сельской местности и имеет компактные параметры. Кстати, дорожку перед домом ветерану боевых действий так и не заасфальтировали — в любую непогоду там красуется большая лужа.

В целую эпопею превратилась история с банальной протечкой трубы между жилым домом по адресу: улица Крылова, 1 "А" и детским садом № 177. Вода, выходящая из поврежденной трубы, затапливала подвал дома и превращала двор в каток. Коммунальщики на звонки не реагировали. После нашей публикации трубу починили, но это был еще не конец истории. В течение нескольких месяцев мы регулярно публиковали новости о возобновлении этой зловредной течи. Последняя новость об этом "событии планетарного масштаба" была опубликована 2 сентября уходящего года. Спустя неделю течь все же заделали.

Черное и белое

А что? Мы и трубу можем починить — с помощью доброго слова. Хочется верить, что в 2016 году нам не придется выполнять функции пожарных и "скорой".

Отношения с водой у пенсионерки Елизаветы Терехиной сложились весьма интересные. В 2013 году в результате коммунальной аварии во дворе частного дома Елизаветы Васильевны образовался целый водоем глубиной шесть метров, заполненный чистой питьевой водой. После нашей статьи под названием "Бабушка в разливе" работники МУПП "Саратовводоканал" устранили течь.

Черное и белое

Пруд опустел, а вскоре его засыпали. Но, видимо, наша читательница не до конца отработала свою водную карму. 1 марта 2015 года в доме Терехиной выключили живительную влагу. Совсем. Две недели пенсионерка таскала воду в канистрах и ведрах из ближайшей колонки. Выяснилось, что за ее домом прокладывали новые трубы, а жилище нашей героини забыли подключить. Коммунальщики пояснили свою забывчивость большим количеством заявок. После нашей публикации в доме Елизаветы Васильевны вновь ожили водопроводные краны. Будем надеяться, что мытарства Терехиной на этом закончились и нам не нужно ждать новую серию из раздела "Бабушка в реке".

Хочется верить, что именно с нашей подачи было сохранено знаменитое историческое здание в центре города. Один из старинных корпусов СГАУ имени Н.И. Вавилова по улице Советской, 60, хорошо выглядел только с фасада.

Черное и белое

С той же стороны, которая была видна из окна нашего офиса, было много недоработок. Не хватало многих водосточных труб, а из кирпичной кладки возле окна на втором этаже росла березка. Допустить разрушения строения мы не могли. Ведь до революции здесь размещалось коммерческое училище, в нем учился писатель Константин Федин. А позже здесь обучались такие ценные кадры, как Юрий Заигралов и Василий Синичкин. И даже сам губернатор Саратовской области Валерий Радаев.

О плачевном состоянии здания мы написали в статье "Аграрный кариес". И уже в 2015 году мы с удовлетворением наблюдали за тем, как рабочие лазали по стенам, налаживая новые водосточные трубы. Березка была вырвана, а стены оштукатурили и покрасили. Сейчас корпус СГАУ выглядит так же хорошо, как 110 лет назад, сразу после постройки.

Черное и белое

В сентябре уходящего года мы побывали в селе Старые Бурасы. Еще совсем недавно этот населенный пункт выглядел вполне благополучно на фоне других сел Саратовской области. Здесь имеется своя школа, дороги покрыты асфальтом, есть действующее сельхозпредприятие. Но на момент нашего визита дела здесь шли не очень. Возмущенные сельчане организовали сход, где поделились с нами наболевшим. Выяснилось, что на многих улицах давно есть перебои с водоснабжением, перестал ходить единственный автобус, вот-вот уволится единственный медик из больницы, да еще и налоги на землю повысили в пять раз.

Черное и белое

После нашей статьи дела пошли немного лучше. Первым делом было восстановлено водоснабжение. Там, где вода шла тонкой струйкой, она потекла как следует. Потом наладились дела с автобусом — сюда стала заезжать маршрутка "Саратов — Балтай". Нечасто, но все же хоть какая-то связь с "большой землей". Нашлись средства и на окна в больнице, из которой собирался уволиться последний врач. Будем надеяться, что теперь сквозняк прекратится и сельчане не потеряют последнюю надежду на нормальное медицинское обслуживание.

Пожалуй, самым крупным достижением уходящего 2015 года стало получение квартиры Еленой Слеповой. Напомним, что о "гаражной сироте" мы начали писать 5 апреля 2013 года. На тот момент женщина жила в обыкновенном гараже, не получала пенсии и промышляла сбором банок.

Черное и белое

После серии статей нам удалось добиться того, что прокуратура выступила в суде в интересах нашей героини. В результате суд встал на сторону Слеповой и признал ее оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. В связи с этим минстрой области обязали поставить истицу на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. И вот 30 октября Елену Слепову пригласили в министерство строительства и ЖКХ области для жеребьевки на получение квартиры. Отныне Лена живет не в гараже, а в теплой и уютной однокомнатной квартире на улице Лисина в поселке Солнечный.

Черное

Будем честными с нашими читателями — в уходящем году на наши публикации реагировали далеко не всегда. И это при том, что во многих случаях, на наш взгляд, мы прямо сообщали о преступлениях, иногда информировали органы власти о недоработках в их деятельности и лишь изредка взывали к совести и здравому смыслу. Что ж, мы сделали все от нас зависящее. Мы можем только писать, отряды по наведению порядка в составе газет не предусмотрены штатным расписанием.

Итак, в уходящем году мы рассказывали о жителях нашей области, которые лишились своего законно приобретенного жилья или так его и не дождались, несмотря на уплаченные деньги.

В ноябре мы побывали на месте, которое еще недавно было в топе региональных и федеральных новостей. Речь идет о таунхаусах, возведенных в элитном коттеджном поселке у рынка "Юбилейный". Судебное решение о сносе четырехэтажного дома на 24 семьи вышло 16 января 2015-го, но здание стоит по сей день.

Черное и белое

Как нам пояснили в службе судебных приставов, оно является вещественным доказательством в уголовном деле, возбужденном в отношении застройщика. Несмотря на пристальное внимание СМИ к этой теме, постыдное дело выселения граждан было доведено до конца.

Мы внимательно следили за "подвигами" компании "Новострой 21 век" в Энгельсе. Напомним, что эта фирма сдала одну секцию жилого дома на улице Краснознаменной, а дольщики, купившие квартиры в остальных подъездах, остались ни с чем. 

Черное и белое

На протяжении долгого времени мы наблюдали за тем, как 120 семей, попавших в очень трудную жизненную ситуацию, водят за нос и чиновники, и застройщики. В аналогичном положении оказались дольщики компании "Кригор". 

Нам так и не удалось спасти ПМС — путевую машинную станцию № 200 в поселке Заволжский Пугачевского района. Предприятие РЖД, на котором до недавнего времени работало 170 человек, попало под молох сокращения. Под прикрытием "оптимизации" было уничтожено подразделение, всегда работавшее эффективно и перевыполнявшее план. Средняя зарплата здесь составляла от 18 до 23 тысяч, а мастер участка или крановщик и вовсе получали около 40 тысяч рублей. Коллектив ПМС занимался ремонтом железнодорожных путей, причем ударными темпами. К примеру, план на 2013 год составлял 55,7 километра путей, а выполнить удалось 124,2 процента, или 69,3 км.

Черное и белое

Мы взывали к голосу разума и совести руководства компании, ведь в затерянном в заволжских степях поселке людям трудно найти достойную работу. Следовательно, закрытие ПМС № 200 — это убийство экономики целого населенного пункта. Удивительно, но закрытие станции прошло под гробовое молчание региональных чиновников.

Мы пытались мягко укорить региональных чиновников за самопиар на территории муниципальных детских садов и школ. Все дело в том, что в детских учреждениях нашей бескрайней области с недавнего времени начали появляться немаленькие стенды под заголовком "Саратовская область — территория развития". Все эти плакаты выглядели единообразно, что наводило на мысль о ценных указаниях со стороны чиновников. На стендах были изображены спортсмены, многие из которых тренируются в других регионах, а также самый натуральный "иконостас". А на нем — все наши областные министры и зампреды в количестве 29 человек.

Черное и белое

Мы поинтересовались, сколько может стоить изготовление подобного плаката. В одном из рекламных агентств нашего города нам сказали, что у них был подобный заказ — его цена колеблется от 5 до 6 тысяч рублей. В одном только Саратове 500 учебных заведений, включая детсады, школы и интернаты. Если умножить 500 на 6 тысяч, получим 3 миллиона. Стоит ли говорить о том, что наши призывы к скромности остались тщетными?

В марте уходящего года мы опубликовали статью о том, что ждет общественный транспорт в нашей области в самое ближайшее время. Наш источник, руководитель транспортного предприятия, рассказал о том, что уже несколько лет компенсацию выпадающих доходов от применения тарифа из облбюджета платят с большим скрипом и чаще всего по решению суда. Все дело в том, что возить людей в области на большие расстояния убыточно. Пассажиров мало, дороги плохие, а бензин и запчасти дорожают.

Черное и белое

Разницу в развитых странах мира должно компенсировать государство, которое в Саратовской области фактически самоустранилось от проблемы. Кстати, именно поэтому в городском транспорте Саратова последнее время пропали кондукторы — даже в троллейбусах и трамваях. Сейчас ситуация в транспортной области остается плачевной. Перевозчики пребывают в шоке от новой инициативы властей — введения единого социального проездного билета для льготников. По слухам, на совещании перевозчиков в областном министерстве транспорта им объявили, что компенсация за один талон льготника на всех видах транспорта составит около 10 рублей.

В медленно уползающем от нас 2015-м мы лично убедились в том, как живут небольшие населенные пункты в левобережье Волги в Саратовской области. Мы побывали в Антоновке Дергачевского района  и в Орловке Ершовского района.  Оба села очевидно вымирали — молодежь разъехалась на заработки, а следом за ними уже начинают подаваться "в бега" даже старики. Оно и немудрено, ведь во время засухи в этих селах начались перебои с обыкновенной водой. Высохли водоемы, и нечем стало поить скотину. А оросительная система нашей области, распиленная при чутком руководстве заинтересованных лиц, уже не может наполнить высохшие пруды и речки.

Черное и белое

Мы ударили в набат и передали подписи местных жителей руководству области. После нашей публикации в селе Антоновка даже собирали местных жителей на беседу. В ходе которой их мягко попрекали за то, что "прыгают через голову", жалуются губернатору напрямую. Вместо того чтобы модернизировать ветхий водозабор, людей успокоили заверениями, что воды "хватит на всех".

Мы пытались призвать власть к рациональному использованию имеющихся ресурсов по уборке города.  Все дело в том, что в Саратове почему-то принято ждать до тех пор, пока снежная каша после оттепели превратится в непробиваемый лед. И только после этого власти дают отмашку долбить этот самый лед ломами, заступами и спецтехникой. Это долбление трудозатратно, сжигается море бензина, при этом разрушаются дороги и тротуары. Мы советовали чиновникам не ждать морозов, а начинать убирать снег прямо во время снегопадов, как принято во всех странах, где падает снег, включая братскую Белоруссию.

Черное и белое

Спустя несколько дней после публикации замминистра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Геннадий Рудыкин заявил, что по нормативу расчистка дорог во время снегопада практически не должна вестись: "По нормативу у нас расчистка дорог от снега должна быть проведена в течение шести часов после снегопада. Вот идет снег, идет патрульная снегоочистка как максимум. А после выходит техника и через шесть часов расчистка должна быть закончена. Это норматив. И мы никуда от этого не уйдем".

Тяжелей всего было осознавать, что мы проиграли бой за детский дом № 2. Петицию в защиту учреждения подписали 307 тысяч человек, но, несмотря на это, детдом был реорганизован в центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей. А чуть позже заведение перевели из ведомства министерства образования в ведомство министерства социального развития области. 

Черное и белое

Чиновники продолжают уверять, что детей-сирот в областном центре по-прежнему не выявляют, но факты говорят о другом. Детские дома в глубинке наполнены воспитанниками: к примеру, в Хвалынском районе, где живет всего 23 тысячи человек, образовалось целое "созвездие" детдомов и интернатов. В ноябре мы написали статью о том, как племянник жительницы Саратова Марины Сторожихиной был отправлен в детдом города Балаково. При этом в сопроводительных документах "забыли" указать его саратовских родственников